О важности месяца Рамазан, условиях соблюдения поста рассказал в интервью порталу «Kazislam.kz» отечественный религиовед Абдуссамад Махат.
— Расскажите нам о значении месяца Рамазан?
— Рамазан – девятый месяц мусульманского календаря. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман. Слово «Рамазан» в переводе с арабского означает «палящий зной», «сжигающий», «горячий», «жаркий».
Рамазан – месяц обязательного для мусульман поста, является одним из пяти столпов ислама. В этот месяц все мусульмане держат пост в светлое время суток, начиная с рассвета до заката солнца. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, курения и интимной близости. В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста – временное лишение себя определенных благ, как форма поклонения Господу и выполнение Его велений. Длительность месяца Рамазан, в зависимости от фазы луны, составляет 30 или 29 дней.
Месяц Рамазан является частью лунного календаря и началом его считается появление луны. Как известно, лунный календарь на 10-11 дней короче Григорианского календаря, поэтому каждый год Рамазан начинается на 10-11 дней раньше, чем в предыдущем году.
Именно в месяц Рамазан к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) ангел Джибриль был ниспослан с первым божественным откровением (уахи). А произошло это знаменательное событие, когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) уединился для поклонения в пещере «Хира» под Меккой. Полученные им в этот день откровения были первыми аятами Священного Корана.
— Обязательно ли верующим соблюдать пост в месяц Рамазан?
— Безусловно, соблюдение поста в этом благословенном месяце является обязанностью (фардзом) каждого мусульманина.
Человек, который себя считает верующим мусульманином, если он достиг совершеннолетнего возраста, при этом не имеет физических и душевных недугов должен соблюдать пост.
— Как нужно себя вести верующим в месяц Рамазан?
— Рамазан – это священный месяц, верующим в этот период нужно увеличить количество совершаемых благих дел и свести к минимуму дурные поступки.
Нужно себя учить вести правильно среди людей и иметь хорошее и уважительные отношения к людям, особенно к тому кто соблюдает в месяц Рамазан.
Ведь человек, начиная держать пост, должен уметь удерживать себя от всего дурного и порицаемого. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит следующее: «И относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам».
Мы, чтобы наш пост был принят, постимся ради Всевышнего Аллаха. То есть, проявляем искренность в соблюдении поста, в выполнении его требований.
Это не означает, что мусульманин должен был праведным только в период Рамазана. Он должен быть таким всегда, но в период поста он должен быть более праведным, чем в другое время.
— Какой эффект оказывает пост на человека?
— Всевышний Аллах сообщил о пользе поста, который является одним из самых важных факторов, способствующих обретению благочестия и богобоязненности, поскольку постящийся мусульманин выполняет повеление Аллаха и избегает запретных поступков.
Помимо обязательности, для правоверного пост оказывает положительное воздействие на богобоязненность человека по нескольким причинам.
Во-первых, постящемуся человеку, в дневное время суток, запрещается есть, пить, вступать в половую близость и совершать другие поступки, к которым человеческая душа испытывает влечение, и если он отказывается от этого в надежде приблизиться к Аллаху и получить Его вознаграждение, то это уже свидетельствует о его богобоязненности.
Во-вторых, постящийся приучает себя всегда помнить о том, что он находится под контролем Всевышнего Аллаха. Он сознательно отказывается от удовольствий, которые угодны его душе, но он отказывается от них зная, что за ним наблюдает Аллах.
В-третьих, во время поста суживаются сосуды, по которым дьяволы передвигается по человеческому телу, и поэтому уменьшается их воздействие на человека и количество совершаемых им грехов.
В-четвертых, во время поста человек обычно стремится совершить побольше праведных поступков, а ведь именно они являются признаком благочестия и богобоязненности.
Наконец, в-пятых, когда богатый человек ощущает на себе боли, которые вызывает голод, он начинает активнее помогать бедным и неимущим, что также является одним из признаков благочестия и богобоязненности.
— Какая благодарность ждет, тех кто постится?
— Если человек хочет найти счастье в этом мире и быть в благоденствии, он может это приобрести в посте в этот благословенный месяц. Выдающий ученый исламского мира имам ал-Бухари делая комментарии к хадисам говорил. – «Уже одно то, что человек подчиняется благословенным приказам Всевышнего и поститься в Рамазан – за это будет ему награда в обоих мирах».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Тому, кто постился в месяц Рамазан с верой и надеждой, будут прощены совершенные им грехи». Этот хадис приводят имамы ал-Бухари и Муслим.
Об этом сообщил наш Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе: «Когда наступает месяц Рамазан, открываются врата Рая, закрываются врата Ада, и привязываются шайтаны. Тому, кто постился в месяц Рамазан с верой и надеждой, будут прощены совершенные им грехи».
— Чтобы скажете касательно такого модного тренда, когда пост держат не только мусульмане, но те, кто желают похудеть или для диеты?
— У соблюдающего поста есть своя собственная цель. Никто не запрещает людям или неверующим также держать пост, считая возможностью вести здоровый образ жизни или просто похудеть.
Однако те, кто держит пост с целью только диеты или похудения не достигнут тех целей, которые добиваются верующие.
Кто должен платить фитр-садака?
— Мусульманин, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества, нисаб), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении.
Человек, чье избыточное богатство не достигает суммы нисаба, не обязан давать фитр-садака.
В текущем году сумма фитр-садака (составляет пол са’ (2 кг) с пшеницы или муки и изюма и один са’ (4 кг) ячменя и фиников, т.е. выплачивается их денежная стоимость) в размере 500 тенге.
Фитр-садака можно давать с первого дня Рамазана, вплоть до Айт намаза. Садака, данная после начала Айт намаза не засчитывается в качестве фитр-садака.
Спасибо за интервью