Как люди приходят в религию, почему они радикализируются рассказал порталу «Kazislam.kz» религиовед и заместитель наиб имама Нурлан Каирбеков.
— Каковы причины попадания молодежи в ряд деструктивных течений?
— Очень много молодых людей идут в религию, начинают изучать ислам. Порой изначально они не находят правильных имамов и преподавателей, правильные книги и тогда встают на путь радикализма, потому как ищут материалы в интернете. Там попадается самая разная информация, неконтролируемая», — объяснил религиовед.
Другая категория последователей радикалов — духовно нищие люди, потерявшие себя. Им проще всего встать на неверный путь. Однако, помимо идейных факторов, есть сугубо материальные: радикалы предлагают адептам денежную и иную помощь, переманивая людей на свою сторону.
Радикалы находят нуждающихся, помогают деньгами, зомбируют людей подачей денег и хорошо поставленными программами обучения, проповедуя нетерпимость к другим религиям,
— Где обычно в практике происходит вербовка в ряды псевдоисламских течений?
— В большей степени это происходит посредством интернет-платформ. Если ранее эксперты говорили о вербовке в мечетях, то сегодня все мечети Казахстана находятся под контролем Духовного управления мусульман Казахстана, где все проповеди и встречи с верующими проводит имам ДУМК.
Совсем другое дело – социальные сети, где невозможно проследить весь размещенный контент и выступления религиозных проповедников на подлинность и соответствие канонам ислама.
Не удивительно что молодежь прослушав цикл лекции смонительных личностей по основам ислама становятся на ложный путь верующих, по сути, становясь адептами деструктивных течений.
— Как отличить адептов псевдоисламских течений?
— Сейчас это стало очень сложным. Необходимо понимать, что радикалы тоже учатся на ошибках и трансформируют свои подходы. Если ранее была возможность их различать по внешним признакам, то сейчас все стало размытым.
Если раньше у них были бороды, короткие штаны и так далее, то сейчас они сильно трансформировались, чтобы их не замечали. Даже порой видишь их книги: там на обложке все как в ханафитском мазхабе, а содержание радикальное.
Но несколько отличительных черт все-таки есть. Во-первых, большая радикалов проповедуют свои взгляды на русском языке — видимо, чтобы охватить максимально широкую аудиторию.
Во-вторых, они считают истинными мусульманами только себя (салафитов и ваххабитов), всех остальных — кафирами, которые в любом случае попадут в ад, а потому недостойны милосердия.
Наконец, они не признают традиции и обычаи народа, будь то казахи, узбеки, татары или кто-либо еще. Также радикалы отвергают идеи исламских ученых, кроме тех, кто принадлежит к их мазхабам.
— Как стало возможным столь быстрое появление в Казахстане количества адептов псевдоисламских течений, в том числе приверженцев салафизма?
— Одной из основных причин стал массовый выезд молодых казахстанцев в сомнительные духовные заведения и марказы, где они на бесплатной основе хотели изучить арабский язык и основы ислама.
Как показывает прошлое именно подобные зарубежные теологические учебные заведения стали центрами распространения учения и идеологии различных псевдоисламских течений (салафизма, суруризма и т.д.)
Да здесь определенная ошибка со стороны со стороны религиозных объединений и государственных органов, но в тот временной период у государства не было другой альтернативы, сегодняшние медресе и университет находились на стадии становления и развития и не могли охватить весь контингент обучением.
— Как противостоять религиозному экстремизму?
— Для эффективной работы по предотвращению распространения идеологии радикальных организаций и деструктивных течений необходимо продолжить просветительскую работу среди населения, в том числе пропаганды ценностей традиционного ислама среди верующих, в первую очередь среди интересующихся религий молодых людей.
И здесь важны все методы, как проведение встреч с населением, так проведения отдельных встреч теологов с верующей молодежью, в том числе посредством онлайн-встреч посредством социальных сетей и мессенджеров.
В этом отношении необходимо выделить важную работу официальных интернет-ресурсов региональных филиалов ДУМК, а также студии Хикмет. Помимо этого, большинство представителей имамского корпуса присутствует на платформах социальных сетей и мессенджеров. Кроме того, в рамках пропаганды ислама, разъяснения опасности деструктивных течений наши имамы активно участвуют в онлайн-лекциях как при мечетях, так и бюджетных организациях.
Подобная просветительская деятельность позволит сделать прививку от ложных идей зарубежных псевдошейхов и местных салафитских устазов.
— Ваши советы молодежи в части получения информации об исламе?
Нельзя полностью доверять неизвестным людям, которые дают проповеди в религии основываясь на своих личных знаниях и мнениях.
Как показывает текущая практика подобных псевдошейхов стало очень много в интернет-пространстве, в особенности русскоязычных.
Не секрет, что многие террористические организации в рамках пропаганды своей радикальной деятельности и привлечения новых рекрутов активно ведут работу по найму в свои ряды религиозных проповедников, прекрасно владеющих ораторским искусством и глубокими знаниями ислама, а некоторые закончили высшие духовные заведения. Их опасность в том, что, владея исламскими знаниями, они ввергают молодежь на неверный путь, искажая значение сур и аятов Корана, все в угоду своим главарям радикальных организаций.
Поэтому я хотел бы посоветовать молодым людям, не искать религиозные знания в Интернете или слушать неизвестных религиозных проповедников, а попросту идти в мечети или записываться на курсы изучения Корана и арабского языка, которые преподают наши устазы.
Так вы обезопасите себя от ненужных знакомств и ложных знаний, а значит вы не встанете на путь радикала или террориста.
Спасибо за интервью
ПОjдготовлено редакцией портала «Kazislam.kz»