Современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется усилением пропаганды различных религиозных организаций как псевдоисламского, так и неохристианского направления, которые продолжают практику по вовлечению граждан в свои ряды.
Как люди вовлекаются в ряды псевдорелигиозных течений, как происходит затуманивание сознания новообращенных, какие методы используют адепты деструктивных течений неохристианского направления рассказал порталу Kazislam.kz религиовед Нурсултан Дихамбаев.
— Нурсултан Женисулы скажите нам причину, по которой нам не удалось изначально остановить приход в страну целого рода псевдорелигиозных организаций и течений?
— В первую очередь это связано с несовершенством законодательства в сфере религий принятого еще 1992 году, в том числе и отсутствием ввиду этого механизма контроля за деятельностью различного рода религиозных объединений. Ввиду вышеуказанных причин, а также проводимой государством эгалитарной политики в религиозной сфере воспользовались организации, стремящиеся популяризовать свои псевдорелигиозные вероучения, возникшие в зарубежных странах. Это все привело к появлению в стране различного рода зарубежных псевдорелигиозных течений неохристианского толка, нередко имеющих деструктивные намерения.
— Часто эксперты отмечают участие молодых и пожилых людей в религиозной деятельности, вовлекаются ли в них люди с ограниченными возможностями?
— Да, такие факты зафиксированы при мониторинге посещения религиозных организаций. Религиозные течения работают со всеми целевыми группами населения, не разделяя по возрасту, полу и национальности.
В приоритете у данных организаций – молодежь, одинокие люди (пенсионеры и сироты) и лица, имеющие физические ограничения (для них создаются отдельные группы, так называемые «жестовые служения» – проповеди на жестах). Интерес вызван тем, что зачастую вышеназванные категории людей религиозно неграмотные, но имеют высокую потребность в общении, желают быть участником какой-то общности, коллектива, чем открыто пользуются псевдорелигиозные течения, подталкивая их в свои ряды. Отличительной особенностью данных организаций (течений) является то, что они, как правило, сопровождают свои собрания живой эстрадной музыкой и танцами.
— Какие функции возлагают лидеры псевдорелигиозных организаций на новообращенных и рядовых прихожан?
— В подобных религиозных организациях каждый адепт выполняет предписанные ему роли, связанные с дальнейшей пропагандой вероучения организации, взаимным контролем друг за другом (у вновь вовлечённых есть наставники), материально-финансовой поддержкой организации (еженедельно собираются так называемые пожертвования в виде определенных денежных сумм, отписывается имущество в пользу общины («церкви»), а точнее в пользу руководителя, используется бесплатный труд адептов. Все это, конечно, осуществляется под благовидными предлогами.
— Как им удается так раскошелить своих адептов?
— В результате углубленной индивидуальной работы с адептами, под видом различных «сборов, курсов, служений», оказывается чрезмерное психологическое воздействие на сознание, на эмоциональную и волевую сферу, на изменение душевного состояния, мнения, суждения и поведения человека или группы людей.
О пагубных последствиях такого рода «духовных» практик несложно догадаться. После этого люди не способны рационально мыслить, не могут самостоятельно принимать решения, становятся зависимыми, боятся ослушаться или выйти из общины под страхом гнева Бога (возникают панические атаки, боязнь остаться одному, галлюцинации). Конечно же, «ад не разверзнется», поскольку сознанием верующих активно манипулируют и направляют.
— Можно ли выделить характерные особенности таких псевдорелигиозных организаций, а именно неохристианского толка?
Конечно, текущий анализ противоправной деятельности подобных организаций позволяет выделить их специфические черты.
Во-первых, они целенаправленно искажаются священные писания и «подгоняются» под собственное учение, претендуя на «истину в последней инстанции.
Во-вторых, беспрекословное подчинение руководителю (высказывания руководителя и активных адептов не подвергаются сомнению. При несогласии или попытке доказать свою правоту человека временно исключают или вовсе выгоняют из общины, дабы он не ломал сложившихся устоев).
В-третьих, такие течения активно используют методы психотехнологий и психического воздействия во время проведения богослужений с участием прихожан и новообращенных. В частности, это проявляется в демонстрации «чудес исцеления» заболеваний в результате веры. В выступлениях пасторов часто используются религиозные термины (т.е. «забалтывание» — словесный штурм для того, чтобы люди запутались и потеряли нить происходящего), со сменой интонации при выступлениях (переход на шепот, повышение голоса, резкие вскрикивания), активная жестикуляция и т.д.
Последнее является характерной чертой для всех новых течений неохристианского толка.
Кроме того, при богослужениях происходит обязательный сбор денежных средств под видом оказания помощи общине (организации) или кому-либо – так называемые «добровольные пожертвования», которые зачастую обосновываются цитированием священных писаний (человека, как бы проверяют, – если ты веришь, то тебе необходимо жертвовать часть денег).
— На что необходимо обращать внимание, чтобы не попасть в их «сети»?
— Избегать контактов с представителями подобных религиозных организаций, в том числе с их прихожанами, которые могут вас позвать попить чай в церковь, поучаствовать на богослужениях и т.д.
Надо стараться сторониться как знакомых, так и незнакомых людей, которые активно зазывают Вас посетить их общину.
Ведь посещая подобные религиозные собрания мы не заметите как станете одним их последователей, на этот случай у подобных организаций имеются разработанные методы вовлечения новообращённых в свои ряды. А выйти из такой организации будет крайне затруднительным.
— Попытаемся подытожить основные опасные моменты участия в деятельности псевдорелигиозных организациях неохристианского толка.
Участие в деятельности неохристианских религиозных организаций неминуемо ведет к разрушению личности человека (нанесение психического вреда здоровью, изменение жизненных ориентиров и ценностных установок, появление боязни, страха, нервных расстройств, панических атак при нежелании посещать данные организации, формирование зависимости от чужого мнения).
Как показывает лечебная практика бывших сторонников деструктивных организаций, им требуется длительная работа с психологом.
Активное участие в религиозной деятельности организации приводит к частичной или полной потере денежных средств и имущества. Это устоявшийся факт. Надо понимать, что одной из главных задач псевдорелигиозных организаций неохристианского толка является материальное обогащение за счет своих прихожан и верующих.
Бывали случаи, когда адепты подвергались мошенническим действиям со стороны руководителей псевдорелигиозных организаций и оставались без жилья и средств к существованию, здесь нет жалости даже к старым людям, в т.ч. пенсионерам, а в суде не обжалуешь дарственную на собственное жилье в пользу церкви.
Частным явление в практике стало разрушение семьи и семейных отношений (провоцирование ссор, разногласий), ввиду активного участия одного из супругов в религиозной деятельности, или физического принуждения к участию детей в богослужениях при отказе одного из родителей («оставь их, они заблудшие и тебя не понимают»). В итоге это приводит к распаду семьи, увеличения числа социальных сирот, брошенных родителями-адептами.
В некоторых случаях участие в псевдорелигиозных организациях наносит непоправимый вред здоровью – запрет на обращение в медицинские учреждения, на использование медикаментов и переливание крови, что нередко приводит к смертельному исходу как самих приверженцев, так их близких.
Поэтому во избежание вовлечения в ряды сомнительных религиозных организаций и течений старайтесь избегать с ними контактов и вежливо отказывайтесь от их приглашения посетить местную церковь или приход. Это обезопасит Вас и Ваших близких от чуждого религиозного фанатизма, мошенничества и позволит сохранить здоровье.
Спасибо за интервью
Подготовлено редакцией портала «Kazislam.kz» (CА)