Среди высказываний Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) есть хадис, известный под названием «хадис аль-джария» (хадис о рабыне).
И пояснения к этому хадису матуридитов и ашаритов в корне отличаются от пояснений тех, кто не придерживается ни одного из четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Имам Муслим (рохматуллахи аляйхи) передает, что Муавия Ибн Хакама ас-Сулями (да будет доволен им Аллах) сказал: «У меня была служанка, которая пасла моих овец в стороне Ухуда и Аль-Джуванийи. И вот, однажды она взошла на возвышенность и увидела, как волк унес одну из ее овечек. Я же (считаю себя) печалящимся, (понимающим человека), сыном Адама, но все-таки, я ударил ее по лицу и пришел (с этим известием) к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он расценил это как весьма недобрый поступок, и я сказал ему: «О, Посланник Аллаха, не отпустить ли мне ее?» Он сказал: «Приведи ее ко мне». Я привел ее к нему, и он спросил ее: «Где Аллах?» Она ответила: «На небесах». Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты — Посланник Аллаха». Он сказал: «Отпусти ее на свободу, ведь она верующая». («Сахих» Муслим, 537)
Этот же хадис, с достоверной цепочкой передатчиков, приводит имам Малик (рохматуллахи аляйхи) в своем сборнике хадисов «Аль-Муатта», а также имам Ахмад (рохматуллахи аляйхи) в своем Муснаде.
Шейх аль-Ислам, толкователь хадисов, имам Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал об этом хадисе следующее: «Цель этих слов – узнать, верит ли рабыня в Аллаха, лишь Которому надо поклоняться, Который приносит пользу, наделяет уделом, и обращаясь к Которому, поднимают руки к небу так же, как мы поворачиваемся в сторону Каабы, когда совершаем намаз. Поднятие рук к небу во время дуа никак не означает, что Аллах находится на небе, так же, как не означает, что Аллах находится там где Кааба, когда мы молимся в сторону Каабы. Ведь небо – это кибла для дуа, как Кааба — кибла для намаза. Этим вопросом хотели выяснить, является рабыня верующей или поклоняется идолам, которые были вокруг (т.е. на земле). И когда она сказала: «На небе»,-то стало ясно, что она не поклоняется идолам, а поклоняется Аллаху. Кади Ияд сказал: «Нет расхождений среди факихов, мухаддисов и мутакаллимов в том, что смысл слов Аллаха: «Веруете ли вы в того, кто на небе?»,-не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический». (Шарх Сахих Муслим)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил рабыню «айна», то есть «где» (где Аллах). А как известно, в арабском языке слово «айна» (где) используется в двух значениях. Имам Аль-Куртуби, в толковании «Сахих Муслима», сказал: «В толковании этого хадиса сказано: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Где?» — подразумевая величие Аллаха в сравнении с теми, кому приписывают божественность. Поэтому речь идет о возвышенности истинной божественности, а не пространственной возвышенности».
Имам Фахруддин ар-Рази пишет в «Асас ат-Такдис»: «Слово «где» используется как для обозначения пространственного положения, так и для передачи значения уровня и величия. Скорее всего, этот вопрос в хадисе задан именно в этом значении. И указание на небо говорит об огромной разнице между Аллахом и творениями».
В буквальном, и в значении ранга и величия, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подразумевал величие Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) будто бы спросил: «Кому ты поклоняешься?» И рабыня ответила «фи сама» (буквально: «в небесах»). Стало ясно, что эта рабыня не поклоняется идолам, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял эти слова как шахаду (свидетельство).
Известно, что слова «Аллах в небесах» не является свидетельством. Поэтому имам Навави в книге «Равдат ат Талибин» говорит, что если неверующий скажет: «Нет Бога, кроме Аллаха, который на небе»,-то он не станет верующим.
Также у этого хадиса есть разные версии. В одном из них говорится что она была немой, и остается поднять палец, указывая на единственность Всевышнего.
Если в версиях есть расхождения, то такие хадисы не берутся доводом в вопросах акыды. А между тем, в одной версии приводятся именно эти слова: «Кто твой Господь?» В другой: «Кому ты поклоняешься?» В еще одной: «Ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха?» В одной версии говорится, что она указывает на небо, так как она не говорит. И единственный путь для немой рабыни, это указать на небо, как бы говоря: «Я поклоняюсь Аллаху, которому вы поклоняетесь и не поклоняюсь идолам, которые в Каабе». При этом описывая это, сахабы использовали разные слова. В одной версии говорится: «Ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха?» И она ответила: «Да». В другой версии говорится: «Кто твой Господь?»
В риуаяте имама Малика сказано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил рабыню: «Свидетельствуешь ли, что нет божества кроме Аллаха?» Она ответила: «Да». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Свидетельствуешь ли, что Мухаммад — Посланник Аллаха?» Она ответила: «Да». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ты веришь в воскрешение, после смерти?» Она сказала: «Да». И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Освободи ее, она верующая». («Аль-Муатта, 1469»)
Из сказанного выше следует, что для принятия Ислама необходимо сказать два свидетельства Ислама, то есть слова Шахады, и что указание на небо рабыней никак не является доводом того, что Всевышний Аллах находится на небесах.
Абдуссамад МАХАТ
поздравляю тебя, ты кяфир
тот кто отрицает возвышенность Аллаха — становится неверующим, Альхамдулиллях Аллах унизил тебя за всю твою ересь в адрес саляфов(ахлю сунна)
Альхамдулиллях Аллах дал мне разум что я не последовал твоим путем, и путем тебе подобных джахмитов