Дальнейшая стратегия по противодействию религиозному экстремизму должна предусматривать комплексное и эффективное использование государственных ресурсов для успешной дерадикализации общественного сознания. Так считает ведущий научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Мадина Бектенова.
— С чем связано реформы Президента в системе силовых структур?
— Трагические январские события в Казахстане вскрыли все недоработки, попустительства, нарушения и халатность в системе государственного контроля за террористической и экстремистской деятельностью извне и изнутри. Конечно, необходимо понимать, что противодействие религиозному экстремизму – это работа не одного только госоргана или правоохранительных органов.
Реформам и полному пересмотру деятельности правоохранительных и силовых структур в стране Президент в своем обращении посвятил отдельный блок приоритетов и поручений. Обсуждение основных направлений, программ, механизмов и задач по их исполнению ожидается на предстоящем заседании Совета Безопасности.
Безусловно это очень важный, системный идеологически-практический, а самое главное комплексный фронт взаимодействия структур, включающий все направления правоохранительной, социально-экономической, информационно-профилактической, образовательной и духовно-просветительской систем».
Поэтому неудивительно что среди основных приоритетов по обеспечению национальной безопасности Глава государства К.К. Токаев на заседании Мажилиса Парламента 11 января 2022 года отметил реализацию комплекса системных мер по противодействию религиозному экстремизму.
— Возможны ли перекосы при подобных реформах?
— Да время требует реформ, но анализ экспертного мнения по последним событиям актуализирует и мнения о том, чтобы в погоне за ведьмами важно не допустить дискриминационный оттенок в отношении мусульман страны и самой религии ислам, роль которой в духовной культуре Казахстана очень высока. В борьбе с экстремизмом и терроризмом важна работа по недопущению распространения радикальной и деструктивной религиозной идеологии в самом обществе».
— Какая работа проведена МИОР в религиозной сфере в прошлом году?
— Министерством информации и общественного развития РК (МИОР) совместно с местными исполнительными органами организована информационно-разъяснительная работа как общепрофилактического характера, так и среди целевых групп населения, подверженных риску вовлечения в радикальную идеологию.
Так, в 2021 году во всех регионах страны организована деятельность 209 информационно-разъяснительных групп (ИРГ) в составе более двух тысяч лекторов, которые проводят разъяснительную работу. Ключевые направления их деятельности – адресная информационно-разъяснительная работа, реабилитация пострадавших от деструктивной идеологии и контрпропаганда религиозного экстремизма.
В 2021 году в интернет-пространстве выявлено и удалено более 181 тыс материалов с пропагандой религиозного экстремизма и терроризма, заблокировано 324 противоправных материала. Опубликовано более 132 тыс работ по религиозному просвещению. Благодаря принятым разъяснительно-реабилитационным мерам 96% (182 из 189) возвращенных из зон террористической активности женщин отказались от радикальных религиозных взглядов, а отдельные из них полностью перешли на светский образ жизни.
Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что данная работа должна быть постоянной, более того, дальнейшего усиления и эффективности требуют вопросы адресной информационно-разъяснительной работы с наиболее уязвимыми категориями граждан, мониторинга интернет-пространства на предмет выявления радикального религиозного контента и социального портрета казахстанских подписчиков данных страниц, а также аналитическо-прогностической деятельности экспертов и ученых в данной сфере.
Между тем, государственными органами планируется большая работа с молодежью. И это очень важно.
— Вернемся к январским событиям, как по Вашему мнению возможны ли кардинальные изменения в сфере социально-экономического блока и в целом в религиозной сфере?
— Безусловно все возможно. Время покажет результаты деятельности состава нового правительства.
Январские события показали реальную картину и реальные проблемы казахстанской молодежи, связанные с социально-экономическими трудностями, трудоустройством, недостатком элементарных благ, составляющих основу человеческого капитала, которые в итоге толкали их на митинги, совершение мародерства и под влияние провокаторов.
И здесь важно предусмотреть весь комплекс мер по решению социально-экономических проблем молодежи, увеличить возможность социальных лифтов и всяческой поддержки от государства».
Только грамотно выстроенная стратегия по противодействию религиозному экстремизму и распространению радикальной религиозной идеологии должна предусматривать комплексное и эффективное использование государственных ресурсов для успешной дерадикализации общественного сознания и поведения.
Образовательно-просветительские механизмы должны усилить и активизировать профилактическую работу, результатом которой станет минимизация влияния экстремистской идеологии на общество».