В первую очередь нужно сказать, что мазхаб – это исламский термин, означающий доктрину, толк или школу.
В настоящее время среди суннитов (а их в Казахстане, да и во всём исламском мире, большинство) распространены четыре канонические школы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. В основе каждого из них лежит Сунна пророка, в которой, если говорить современным языком, содержатся ответы на вопросы и принципы регулирования религиозных прав.
Как рассказал теолог Центра консультации, адаптации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы Бауыржан Ахметов, ханафитский мазхаб, как одна из четырёх школ, отличается от остальных тем, что его основа была заложена в Месопотамии, где, как мы знаем из курса школьной истории, довольно рано наступили прогресс и процветание. А идейный создатель ханафитского учения был ближе всего к цепочке, ведущей к пророку Мухаммеду.
«Салафиты и представители других деструктивных религиозных течений чаще всего утверждают, что нельзя держаться за какой-то определённый мазхаб, отрицать какой-то из них они не могут, поскольку делая это, они отрицают Сунну пророка в принципе, – поясняет Бауыржан Ахметов. – В основе вероучения салафитов лежит ханбалитский мазхаб».
Игнорирование четырёх мазхабов или идеология «не придерживаться ни одного из них» приводит к разрозненности даже внутри самих течений. Между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. В основном они касаются второго по важности источника исламского права – хадисов Мухаммеда. Дело в том, что представители радикальных религиозных течений призывают трактовать их буквально, порой вырывая из контекста нужные им фразы и теряя весь исторический смысл. Это в корне неправильно, но именно такая практика подходит для привлечения широких масс религиозно безграмотных людей, которые никогда не занимались изучением или даже прочтением Корана, Сунны и хадисов.
«В ханафитском мазхабе на любое действие задаётся очень много вопросов: как, почему, для чего, что можно сделать, – говорит Бауыржан Ахметов. – Это и есть рациональное мышление и подход. У салафитов же мышление узколобое, они придерживаются практики «вопрос – ответ», не углубляясь в историю религии, в философию».
Игнорируя мазхабы, лидеры деструктивных течений как бы оставляют себе лазейки, чтобы при удобном случае использовать знания одного из четырёх.
Исторически на территории Казахстана распространён ханафитский мазхаб, это связано ещё и с образом жизни наших предков. Он органично вписался в наши традиции, поскольку не отрицает их. Это самая толерантная правовая школа в исламе. Поэтому логично, что деструктивные религиозные течения, для которых всё разделено только на «харам» и «халал», не принимают принципы ханафитского мазхаба, не используют их.
«К нам часто за консультацией обращаются люди, которые запутались, потому что не имеют даже основы религиозных знаний, – поясняет Бауыржан Ахметов. – Был человек, которого убедили, что ханафитский мазхаб – слишком лояльная, не всегда правильная школа, не все хадисы там трактуются правильно. Только после долгих бесед с нашими теологами мужчина понял, что заблуждался и поддался неверным убеждениям».
Из ханбалитской школы представители деструктивных течений также взяли только то, что наиболее выгодно для них – отрицание любых нововведений в области вероучения и права. Хотя очевидно, что в современном стремительно меняющемся мире это просто невозможно. Ханафитский мазхаб же не нравится им именно в силу своей терпимости и того, что эта школа действительно требует наличия критического мышления.
Гораздо проще вербовать и работать с теми, кто не задаёт лишних вопросов. Именно поэтому нужно быть крайне осторожным, когда кто-то начинает говорить вам о недостатках любой из школ, о том, что хадисы пророка нужно понимать буквально. Это вполне может означать, что вас вербуют в деструктивную религиозную организацию. За ответами на вопросы, касающиеся четырёх мазхабов, лучше обращаться к официальным источникам.