Жизненные навыки и религиозные убеждения меняются каждый день. Однако мы убеждены в жизнеспособности утверждения о том, что «все возвращается к своей основе». Доказательством этого является то, что одно из добрых дел наших предков, которое началось во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и продолжается по сей день, – это возрождение вакфа.
Дословно вакф означает «удерживание». А в шариате – это постоянное использование определенной собственности (до тех пор, пока она не станет непригодной) в целях благотворительности. Например, если человек, который намеревается делать постоянные пожертвования, тратит недвижимость на пути Бога, и нуждающиеся всегда будут пользоваться им.
В нашей стране религиозный вакф набирает обороты. Религиозные вакфы – это недвижимости (мечети, медресе, университеты, благотворительные учреждения и т.д.) предназначенные для богослужений и образования. Кроме того, развиваются и благотворительные вакфы. Благотворительный вакф — это передача недвижимости и расходование финансовых ресурсов на добрые дела.
Другой вид вакфа – это специальный вакф, или вакф, предназначенный последующему поколению. Специальный вакф, или вакф, предназначенный последующему поколению – это вакф, созданный во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. Такой вакф первым делом предназначен для собственного поколения, а затем – на благо всего населения. Например, у одного человека может быть два магазина.
Один он оставил своим потомкам и сказал: «Разделите прибыль пополам и потратьте половину на благотворительность, а половину – на себя». Этот благородный шаг направлен на заботу как о поколении, так и о населении в целом.
В нашей стране религиозный вакф набирает обороты. Религиозные вакфы – это недвижимости (мечети, медресе, университеты, благотворительные учреждения и т.д.) предназначенные для богослужений и образования. Кроме того, развиваются и благотворительные вакфы. Благотворительный вакф — это передача недвижимости и расходование финансовых ресурсов на добрые дела.
Другой вид вакфа – это специальный вакф, или вакф, предназначенный последующему поколению. Специальный вакф, или вакф, предназначенный последующему поколению – это вакф, созданный во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. Такой вакф первым делом предназначен для собственного поколения, а затем – на благо всего населения. Например, у одного человека может быть два магазина.
Один он оставил своим потомкам и сказал: «Разделите прибыль пополам и потратьте половину на благотворительность, а половину – на себя». Этот благородный шаг направлен на заботу как о поколении, так и о населении в целом. В нашем шариате такой вид вакфа называется «муштарак вакф» (общий вакф).
Приведем пример из истории Ислама. Абу Талха (да будет доволен им Аллах) был богатым мусульманином среди сподвижников Медины. У него был самый большой финиковый сад. Среди финиковых пальм он особо любил сад Байруха. Этот сад находился рядом с мечетью. Иногда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) входил в сад и пил из источника.
Когда был ниспослан аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите (богатство, знания, сила, ум и т.д.)» (Сура «аль-Имран», 92). Талха ( да будет доволен им Аллах) поспешил к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха! Аллах говорит «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Из всего, что у меня есть, мне очень нравится сад Байруха. Теперь я хочу потратить его на пути Аллаха. Возможно Всевышний Аллах примет мою милостыню».
Затем он сказал: «О Посланник Аллаха! Надеюсь на вознаграждение, поступи с ним (садом) так, как Аллах укажет тебе!». Тогда в ответ Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Браво, Абу Талха, это имущество, приносящее доход, мы приняли от тебя и возвращаем обратно: отдай его в пользование своим близким и родственникам». И Абу Талха отдал этот сад родственникам».
Из этого случая ясно, что Абу Талха (да будет доволен им Аллах) назначил специальный вакф для своих родственников. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал дарованный ему сад в качестве вакфа (в те времена сады считались самыми большими источниками дохода).
Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) при взятии Хайбара, в качестве доли получил участок. Получив землю, Умар (да будет доволен им Аллах) оправился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы посоветоваться, как поступить с землей: «О Посланник Аллаха, мне досталась земля в Хайбаре. У меня никогда доселе не было ничего ценнее этой земли. Что посоветуешь мне с нею делать?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если хочешь, сделай её вакфом и давай с него садака». Это был первый вакф в Исламе.
Колодец, купленный сподвижником Усманом (да будет доволен им Бог) у евреев, до сих пор используется людьми Медины. Также есть его пальмовый сад. С тех времен вырученные средства от сада используются на нужды мечети Пророка.
В свое время Кунанбай кажы построил мечеть в Каркаралы, построил дом в священной Мекке во время паломничества и передал в качестве вакфа. То, что наш предок Бауыржан Момышулы передал свой дом (в качестве вакфа), данный ему горсоветом, пожилой женщине, у которой побиг сын на войне, стал вечным примером для будущих поколений.
За годы независимости сострадательные нашей религии и традиций граждане строили свои собственные здания и вносили свой вклад в благородное дело. Благодаря этому шагу на сегодняшний день в стране открыто 14 благотворительных учреждений Духовного управления. Также были построены мечети и медресе. Следует отметить, что в этих благотворительных учреждениях молодые люди, за которыми будущее нашей страны, получают религиозное и светское образование, питаются ценностями нашей религии и традиций. В то же время им предоставляются все возможности для развития патриотизма и участия в исследовательских проектах. Квалифицированные и опытные преподаватели не только обучают детей религии, но и вовлекают их в научные исследования и дают им всесторонние знания. Я бы сказал, что любое доброе дело, сделанное для будущего ребенка, – это вклад в процветание нашей страны.
Всевышний Аллах говорит в аяте 272 суры «Бакара»: «Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо».
Намерение человека, делающий вакф, очень важно. В шариате есть принцип: «Слово деятеля вакфа равно решению Бога». То есть имущество, отданное вакфу, передается в пользование в соответствии с решением владельца, который потратил его на пути Аллаха.
Наши предки говорили: «Не думай только о себе. Думать о других – это признак гуманности». Наша религия побуждает нас помогать другим и заботиться о малоимущих.
Как известно, в рамках 30-летия Духовного управления мусульман Казахстана в стране было организовано множество благотворительных мероприятий. В результате этого благого начинания в прошлом году с помощью спонсоров мы построили 73 колодца и 43 моста в отдаленных районах с целью социальной поддержки населения. Кроме того, оплата за обучение 19 студентов, обучающихся в Университете Нур-Мубарак, и 17 студентов, обучающихся в других светских учебных заведениях, была произведена из фонда «Закят» при ДУМК. 36 студентов, которым оплатили за обучение, это дети из многодетных семей или те, кто в раннем возрасте остались без родителей. Мы помогали им, чтобы трудности судьбы не помешали им получить полноценное образование. Даст Бог, скоро мы увидим плоды этого доброго дела. Сегодняшний студент – завтрашний квалифицированный специалист. В будущем они будут усердно трудиться на благо и будущее нашей страны. А в рамках проекта «Ел үлесі – пәтерге» за 1 год мы передали ключи 142 нуждающимся в жилье семьям (ранее в рамках данной акции жильем было обеспечено 447 семей). Это результат нашей работы в сфере благотворительности за год.
В Исламе есть понятие «садака джария». Добрые дела, совершаемые на благо общества и людей, называются «садака джария». Строительство мечетей, медресе, больниц, улиц, мостов, дорог, водоснабжение сел без питьевой воды и рытье колодцев – это вакф, савабы которого не иссякаются. Однажды некий человек спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, кто лучший человек?». Он ответил: «Самый лучший человек – тот, кто приносит пользу обществу и стране».
Наш мусульманский и гражданский долг – сделать вакф для наших семей, соседей, родственникам и обществу. Великая мудрость заключается в том, что Всевышний Аллах дает больше или меньше пропитания и благ одному человеку, чем другим. Если богатый человек передает имущество в вакф на пути Бога, он будет вознагражден. Ведь за вакф записывается неиссякаемая награда. Некоторые щедрые граждане страны построили в родном селе детский сад, мечеть, мост, дорогу, спорткомплекс и т.д. Пусть Аллах будет доволен ими!
Как известно, в 2017 году по инициативе Первого Президента страны – Елбасы Нурсултана Назарбаева был открыт фонд «Уақып». Фонд поддержал такие добрые дела, как помощь в религиозном просвещении, благотворительность, строительство социальных объектов. Фонд «Уақып» поддерживает тесные связи с Духовным управлением и оказывает материальную помощь примерно 1400 имамам и муллам страны. Сегодня статус и право на полноценную работу фонда «Уақып» переданы Духовному управлению мусульман Казахстана.
Теперь стоит задача модернизировать вакф на основе централизованной системы и вывести работу фонда на новый уровень. Ресурсного потенциала Духовного управления для этого достаточно. Поскольку «Уақып» – религиозная сфера, я думаю, что для Духовного управления было бы целесообразно и эффективно заняться этим благородным делом. Ведь единственное религиозное объединение в стране, координирующее исламские религиозные дела, – это Духовное управление мусульман Казахстана. Я призываю всех мусульман вносить свой вклад в наши новые добрые дела и делать садака с непрерывным савабом. Давайте не упустим эту возможность!
Верховный муфтий Казахстана Наурызбай кажы Таганулы