Пятница, 29 августа, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Использование специальной терминологии в работе ИРГ

20.08.2021
в Государство и религия, Статьи
0
143
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

При проведении информационно-разъяснительной работы важным аспектом является использование специальной терминологии. Накопленный опыт работы показывает, что в этом аспекте есть над чем работать.

Речь идет об использовании таких понятий как «секта», «традиционные» и «нетрадиционные» конфессии или религиозные организации, «деструктивный культ», «запрещенные» организации и т.п.

Попробуем разобраться в терминологии.

В религиоведческой литературе под термином «секта» понимается объединение или группа людей, которая отделилась от основного религиозного учения или, в более широкой трактовке, создавшая свое учение или практику, отличные от господствующей религии или идеологии. Соответственно, употребление данного понятия в экспертном сообществе допустимо к организациям, которые представляют совершенно новые, не типичные или иначе интерпретированные религиозные взгляды. По большому счету большинство современных религий, в том числе и мировые в свое время были сектами. Несмотря на отсутствие негативного смысла в данном понятии слово «секта» в обыденном сознании воспринимается исключительно в отрицательной тональности. Во многом это является следствие советской политики в конфессиональной сфере, особенно хрущевской антирелигиозной кампании, в ходе которой идеологическая машина СССР культивировала в сознании советских людей негативное отношении к любой религии. Именно в ту эпоху в СМИ, особенно в газетах и на телевидении и радио в широкий обиход вошли термины «сектантство» и «поповщина». Следует отметить, что при разъяснении межконфессиональной тематики негативная тональность при объяснении понятия «секта» имеет место.

Согласно последним рекомендациям КДР МКС в информационно-разъяснительной работе необходимо отказаться от употребления слова «секта». Если же есть потребность в употреблении данного понятия, то его нужно использовать исключительно исходя из объективности научного смысла данного термина, исключая субъективное мнение.

Понятие «традиционная» конфессия также достаточно сложен. Данное понятие применимо исключительно к конкретному обществу. Т.е. конфессия которая является традиционной для одного общества может являться нетрадиционной для другого. К примеру баптизм для нашего общества является нетрадиционной конфессией, а для американского общества традиционной. Пятидесятничекие церкви традиционны в Корее и нетрадиционны для нашего общества. Таким образом, целесообразно под традиционными конфессиями понимать религиозную идеологию, которая имеет общественное признание как религия в конкретном обществе. Измерителем этого признания в конкретном обществе выступает количество приверженцев данной конфессии. Т.е. фактически традиционными конфессиями для нашего общества являются наиболее крупные по численности приверженцев конфессии. К таковым бесспорно в нашем обществе относятся ислам и православное христианство.

Соответственно, нетрадиционное религиозное учение (течение) — это религиозная идеология, которая зародилась или привносилась в общество «из вне» сравнительно недавно и ещё не получившая общественного признания в качестве религии. В основном это малочисленные конфессии. В Казахстане к таковым можно отнести конфессии: новоапостольская церковь, пресвитерианская церковь, лютеранство, пятидесятничсекие церкви, свидетели Иеговы и многие другие. Фактически из 18 официально представленных в Казахстане конфессий 2 (ислам и православие) являются традиционными, остальные 16 нетрадиционными.

Десятилетие после «Халифата»: как меняется стратегия ИГ в сети

Десятилетие после «Халифата»: как меняется стратегия ИГ в сети

25.08.2025
ИИ в сфере религий — от мечетей до храмов

ИИ в сфере религий — от мечетей до храмов

21.08.2025

Думаю, в данном контексте будет уместным сказать, что нетрадиционные конфессии в Казахстане, которые имеют юридическую оформленность, являются полноправными объектами отечественного законодательства в религиозной сфере и абсолютно паритетны перед законом с традиционными конфессиями. Следовательно, никакой негативной тональности при разъяснительной работе быть не должно. Все 18 конфессий в Казахстане абсолютно равны перед законом. Что касается таких понятий как «салафизм», «такфиризм», «джихадизм», «коранизм», «сатанизм» и др., то в данном контексте, в силу отсутствия их юридичсекой представленности в нашей стране, к данным религиозным учениям также применительно употребление понятия «нетрадиционные» религиозные учения, но ни в коем случае ни конфессии.

Согласно рекомендация КДР МКС в информационно-разъяснительной работе также необходимо отказаться от понятия «нетрадиционное» религиозное объединение (учение). В сложившейся современной общественной морали слово «нетрадиционное» у многих людей ассоциируется с имеющими место быть негативными явлениями в общественной жизни. Именно поэтому «нетрадиционное» в общественном сознании воспринимается как нечто «плохое», «отрицательное», «чуждое». Однако, Конституция РК провозгласила свободу вероисповедания и равенство граждан нашей страны в независимости от вероисповедания. Поэтому для представителей нетрадиционных конфессий упоминание о их вере как «нетрадиционной» вызывает гамму негативных эмоций и ассоциаций. Исходя из моральных, этических соображений, а также планомерно реализуемой политики государства по формированию толерантности в нашем казахстанском обществе целесообразным считаем исключить употребление понятия «нетрадиционное» применительно к религии и заменить его на понятие «новое». Т.е. говорить о нетрадиционных конфессиях, называя при этом их «новыми» религиозными конфессиями, организациями, учениями и т.д.

Если обратится к специальной литературе, то под термином «Деструктивный культ» понимается объединение или группа людей, которая прикрываясь религиозной деятельностью наносит вред личности, семье, обществу и государству. Таким образом, данное понятие можно употреблять только к тем организациям, деятельность которых доказана в судебном порядке как опасная для общества и человека.

Если говорить о «запрещенных» организациях применительно к религиозной сфере, то здесь все предельно понятно. Речь идет об организациях, деятельность которых в судебном порядке запрещена на территории Казахстана.

Уместным будет сказать, что в отечественном законодательстве понятия «деструктивный культ», «секта», «нетрадиционное или традиционное учение, или течение» не используется. В Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11.10.2011 г. объектом законодательства в религиозной сфере являются «религиозные объединения», местные, региональные и республиканские.

Синяков О.В. – эксперт-аналитик КГУ «Центр общественного развития и информации» КГУ «Управление по делам религий акимата СКО»

                                                

Тэги: деструктивные течениясекта
Поделиться4Твитнуть2ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Воспитание молодёжи и национальные интересы
Избранное

Воспитание молодёжи и национальные интересы

19.05.2025
Религия сегодня: надежда или угроза?
Избранное

Религия сегодня: надежда или угроза?

14.05.2025
Загрузить еще
Следующий пост

Афганистан может превратиться в региональный рынок сбыта оружия

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Имамы Алматы сдали экзамен по повышению квалификации
Избранное

Имамы Алматы сдали экзамен по повышению квалификации

28.08.2025
Жаркентская мечеть преобразилась благодаря программе «Таза Қазақстан»
Избранное

Жаркентская мечеть преобразилась благодаря программе «Таза Қазақстан»

28.08.2025
ООН бьёт тревогу: кризис рохинджа в Мьянме ухудшается
Новости

ООН бьёт тревогу: кризис рохинджа в Мьянме ухудшается

28.08.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Опрос
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

      Update Required Flash plugin
      -
      00:00
      00:00
        Задать вопрос
        Задать вопрос