Паломничество (от лат. Palma – пальма) – это странствие верующих для поклонения святым местам.
Этимология данного термина связана с обычаем христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. В настоящее время, в период глобализации мировых экономических, культурных и политических процессов, число людей отправляющихся к местам паломничества только увеличивается.
Мусульманский хадж, один из столпов религии ислам, пример того, как верующие – мусульмане Земли, не взирая на свое национальное, расовое и классовое происхождение приезжают в Мекку, где на протяжении всего периода проживают в одинаковых условиях, показывая, что все равны перед Богом.
У многих наций, в том числе и у казахов, в традиции почитания святых можно обнаружить проявления местной традиции – почитания родоначальников племен и родов. На данный момент мнение о преемственности связи традиции почитания святых с традицией почитания предков восходят к патриархально-родовой эпохе, и его элементы встречаются у народов, сохранивших черты патриархального строя общества. В основе почитания предков лежит вера в потустороннюю жизнь душ умерших, которые оказывают влияние на судьбу оставшихся на земле родственников. Чтобы снискать расположение предков, им приносят жертвы, читают молитвы.
В Центральной Азии традиция почитания святых наложилась на традицию почитания предков. В религиозной жизни у казахов, как и у других центральноазиатских народов, сохранялись элементы семейно-родового почитания предков. Это связано с жизнестойкостью у них многих патриархально-родовых институтов.
Еще Шокан Уалиханов писал, что казахи «в трудные минуты жизни призывали имя предков, как мусульмане святых». На связь традиции почитания святых с традицией почитания предков указывает, возможно, и такой факт, как присутствие в именах святых слов «ата», «баба», то есть «дед», «предок». Тесная связь традиции почитания святых с традицией почитания предков проявляется и в культе мазаров, которые являются модифицированными родовыми святилищами. Причём в Казахстане эта связь является особенно прозрачной.
К примеру, в разных местах Байдибекского района Южно-Казахстанской области находятся мазары святых Домалак-ана (село Шаян) и Байдибек-ата (село Китаевка) – родоначальников родов: албанов, суанов и дулатов. В селе Байракум (Шиилийский район, Кызылординская область) находится кумбез святого Окшы-ата – покровителя роды қыпшақ-күзей.
Важное место в традиции казахов занимали профессиональные культы. Была явно видна их связь с культом предков. К числу святых – покровителей были следующие лица: Коркыт ата – патрон казахских шаманов, музыкантов и певцов, Баба-Тукты-Шашты-Азиз – покровитель казахских батыров, Дикан-баба – покровитель земледелия, В этот круг святых входят также пир ветра – Жаланаш-ата (Жалаңаш- ата), пир овцеводства – Кошкар-ата (Қошқар-ата), покровитель коневодства – Камбар-ата (Қамбар-ата) или Жылкышы-ата (Жылқышы-ата), овцеводства – Шопан-ата (Шопан-ата), верблюдоводства – Ойсыл-кара (Ойсыл-қара), крупного рогатого скота – Зенги-баба (Зенгі-баба), коз – Сексек-ата (Сексек- ата). Святым-покровителем овцеводства и предком казахов считается знаменитый Кошкар-ата (Қошқар-ата). Мазар святого находится в Созакском районе Южно-Казахстанской области.
Практика паломничества к усыпальницам – зийарат (букв. «посещение») сложилась в исламе достаточно поздно. Этот обряд, возник под влиянием местных религиозных традиций народов, принявших ислам. Сращение зийарата с доисламскими или неисламскими элементами паломничества создало феномен, характеризующий народный ислам. Целью зийарата являлось исцеление от болезней, благополучный исход сложных житейских ситуаций, выбор жизненного пути и т.д.
Культ святых «своими провинциальными, местными особенностями придал «единой», «вселенской» системе всеобщего ислама народный, обусловленный местными особенностями характер». Культ святых в Казахстане в целом не выходит за пределы общемусульманской традиции, хотя, как и в других регионах распространения ислама, он отмечен местными своеобразными чертами.
Как и во всей Средней Азии, в Казахстане можно выделить следующие основные категорий святых:
— святые, образы которых связаны с ранней историей ислама – первыми халифами, сподвижниками и преемниками пророка Мухаммада, членами их семей;
— к этому же ряду относятся святые, образы которых заимствованы из коранической традиции;
— святые – средневековые суфии, основатели и руководители школ и орденов, их сподвижники и последователи;
— святые – суфии, принадлежащие к местным ишанским династиям, известность которых не выходила за пределы определенных районов;
— святые – родоначальники родов и племен, генезис которых тесно связан с культом предков;
— святые, образы которых характеризуются неопределенностью, отсутствием каких-либо «житий»; святые – покровители местности;
— святые, образы которых хранят черты доисламского культа природы;
— святые – покровители профессиональных занятий;
— представители местной аристократии, правители, представители их семей, места, захоронения которых почитались благодаря тому, что располагались рядом с мазарами популярных святых.
Исторически сложилось так, что распространение ислама повлияло на формирование местных образов святых, во многом благодаря суфизму.
Практики памяти имеют особое место в настоящее время среди населения Казахстана, в частности, в жизни суннитов. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что на территории современного Казахстана встречается большое количество святых мест.
Ташетова Г.М. магистр религиоведения