Вы знали, что в Коране есть дуа специально для людей, достигших сорока лет? Об этом говорится в суре «Ахкаф»:
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я – один из мусульман»[1].
По сведениям исламских ученых, важность этого дуа огромна, дуа человека, достигшего сорока лет и совершившего много добрых дел, будет услышана. В подтверждение этого следующий аят из Корана:
«Они являются теми из обитателей Рая, от которых Мы принимаем наилучшее из того, что они совершили, и которым Мы прощаем их злодеяния согласно истинному обещанию, которое им было дано»(Ахкаф/16).
Наш любимый Пророк Мухаммед (с.г.с.) в одном из своих хадисов так наставлял верующих, достигших сорока лет:
«Когда человеку исполняется сорок лет, а его добрые деяния меньше недобрых, шайтан целует его между глаз, приговаривая: «Я буду жертвой на твоем вечно не процветающем пути»[2]. Это наставление свидетельствует о важности жизни до сорока лет.
Человеку, которому исполнилось сорок лет, исламские ученые давали следующий совет: «О, человек, достигший сорока лет, готовься к судному дню! После сорока лет, ближе к пятидесяти годам человек всегда должен помнить о том, что оставшееся время короче прошедшего. Как прошлая жизнь пролетела в мгновенье ока, настолько и коротка оставшаяся» [3].
Касательно сорока лет можно отметить несколько фактов из истории ислама: сорок ночей, проведенных досточтимым Мусой на горе Тур во время ниспослания божественной книги, также то, что потомки Исраила не праздновали сорокалетие.
Наряду с этим исламский ученый Фахриддин аль-Рази в своей книге сказал следующее о важности и значимости этого возраста: по мнению исламских ученых, ангелы (находящиеся на службе жизнедеятельности тела) человека, достигшего сорока лет, ослабевают, а усиление духовных ангелов показывает, что начало ниспослания книг Пророку Мухаммеду (с.г.с.) и Его предшественникам свидетельствовало об их сорокалетии [4].
Любой человек, достигший сорока лет, в течение жизни переживает сорок лет, среди которых сорок весен, сорок лет, сорок зим. Времена года, оживание природы, ее расцвет и увядание символизируют быстротечность жизни. А жизнь сорокалетнего человека показывает, что после весны наступило лето, а не за горами осень и зима.
Вот что говорили казахи об этом возрасте: «Хороший в сорок расцветает, плохой в сорок увядает», «Нет пищи лучше кумыса, нет возраста лучше сорока» и так далее. Кроме того в традиции казахов наряду с сорокалетним возрастом большое место занимает и значение цифры сорок: сорок дней со дня рождения ребенка, сорок дней со дня смерти человека…
Требование о достижении сорока лет для кандидатов на руководящие должности в стране свидетельствует о том, что это продолжение традиций наших предков с точки зрения государства. Подобные условия для кандидатов на должность главного муфтия в Духовном управлении мусульман Казахстана позволяют говорить о созвучии традиции и религии.
В завершение: каждый соотечественник, достигший сорока лет, должен подойти к зеркалу и спросить себя: За последние сорок лет что хорошего я сделал для родителей, родных, окружающих? Что сделал во благо Родины, насколько старательно выполняю предписания своей религии?
О, мой Создатель! Даруй благополучие на всю оставшуюся жизнь для меня, моей семьи, родных и всех мусульман!
Исатай БЕРДАЛИЕВ
Перевод Г. Жубаниязовой
Список использованной литературы:
[1] Ахкаф 46/15
[2] ИбнулЖаузи, Маузуат, І, 173
[3] Бейхаки, аль-Арбауна ш-Шугра, Байрут 1407/1987. бет. 12-13
[4]Фахриддин Рази, МифтахулГайб, XXVIII/18-19.