Осуществление государственной политики в сфере религиозной деятельности крайне трудна и требует от государственных служащих навыков дипломата, знаний религиоведа и твердости правоведа.
Поэтому неудивительно что руководители стран и международных организации не любят прилюдно говорить, тем более полемизировать на тему религии, в особенности по исламской тематике, так малознакомой европейским лидерам, однако в последние годы в свете участившихся терактах на европейском континенте лидеры и политики ЕС в своих выступлениях активно поднимают вопросы политического ислама и исламофобии, в числе активных можно отметить главу Французской Республики Эммануэля Макрона.
По заявлению экспертов президент Макрон в последнее время активно продвигает антиисламские и антимусульманские заявления, которые возможны популярны среди французов, но повышают и без того высокий градус напряженности исламской уммы Франции и населения арабских стран.
Подобные негативное отношение с Макроном, связано использованием в публичных выступлениях последнего чрезвычайно оскорбительных, провокационных и дискриминирующих выражений, таких как «перестройка ислама» и «удаление, переписывание некоторых аятов Корана», создание «просвещенного ислама» и т.д.
Именно последние кровавые события во Франции взбудоражили не только население ЕС, но и весь исламский мир, практически 2 недели основным событием всех страниц СМИ и социальных сетей стало выступление главы Франции после смерти школьного учителя Самуэля Пати, в т.ч. других государственных деятелей республики на фоне прошедших терактов в Ницце.
Хроника кровавых событий и реакция руководства Франции
16 октября этнический 18-летний чеченец Абдулах Анзоров убил и обезглавил учителя истории и географии Самуэля Пати. По версии правоохранительных органов причиной убийства Пати стал его показ учащимся карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo по теме о свободе слова.
Справочно: Charlie Hebdo — французская еженедельная сатирическая газета, публикующая карикатуры, репортажи, дискуссии и анекдоты. Газета исповедует левые политические взгляды, высмеивает политиков, ультраправых и религиозные группы.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, …Один из наших соотечественников был убит сегодня — потому что он учил, потому что он проповедовал ученикам свободу слова, свободу верить и не верить. Наш соотечественник был подло атакован. Стал жертвой террористического акта. Явно исламистского».
17 октября тысячи жителей Франции вышли в воскресенье на улицы, чтобы почтить память убитого учителя Самюэля Пати и выразить солидарность с его действиями. Акции прошли в Париже, Лионе, Бордо, Страсбурге, Лилле, Нанте и Марселе, участники держали в руках цветы и плакаты «Я Самюэль» или «Я учитель» по аналогии со знаменитым лозунгом «Я Шарли» (Je suis Charlie).
29 октября в Ницце выходец из Туниса убил ножом троих людей в церкви, выкрикивая «Аллаху акбар».
«Пришло время Франции освободиться от соблюдения законов мира, чтобы окончательно искоренить исламофашизм на нашей территории», — заявил мэр Ниццы Кристиан Эстрози после нападения в Нотр-Дам-де-Нис — самой большой церкви города.
В тот же день в г. Джидде (Саудовская Аравия) задержали саудовского подданного, который напал на охранника консульства Франции. Последний получил легкие ранения.
После тройного убийства в церкви Нотр-Дам в Ницце и нападения на полицейских в Авиньоне во Франции объявлена самая высокая степень террористической угрозы.
Немного статистики
С 2012 года во Франции совершено более 40 терактов.
Около 300 человек погибли в результате терактов во Франции с 2012 года.
Справочно: Во Франции проживает около 6 миллионов мусульман (10%), большинство из которых являются выходцами из Северной Африки и регионов Азии из общего количества страны с населением 66 миллионов человек.
Как мир отреагировал на события во Франции
Одним из первых и авторитетных мнений в мире стало заявление главы Турецкой Республики Реджепа Эрдогана. Он призвал граждан страны отказаться от французских товаров. Кроме того, он обвинил руководство Франции в недалекости.
Слова Макрона возмутили даже верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи. Он обратился к французской молодежи и призвал ее спросить президента, почему он поддерживает печать оскорбительных карикатур. «Разве эта идиотская акция не считается оскорблением сознания народа, который избрал его своим президентом?» — заявил он.
Почему отрицание холокоста считается преступлением, за которое следует отбывать тюремное наказание, но оскорбление пророка считается выражением свободы заявил аятолла Али Хаменеи.
Парижу припомнили не только карикатуры, но и колониальную политику на Ближнем Востоке. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад в своем Twitter аккаунте заявил о праве мусульман «убить миллионы французов»: те якобы и сами устраивали «резню».
Боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов выступил с проклятиями в адрес французского президента у себя в Instagram.
С осуждением выступил и глава Чечни Рамзан Кадыров, в .т.ч муфтий Чечни.
Премьер-министр Пакистана Имран Хан обратился к главе компании Facebook Марку Цукербергу с просьбой запретить размещение в одноименной соцсети публикаций, содержащих антиисламскую риторику. Как утверждает глава пакистанского правительства, ислам во Франции стал «ассоциироваться с терроризмом». «Это приведет к дальнейшей поляризации и маргинализации мусульман во Франции», — добавил он.
Несмотря на справедливую очевидность в неправильности содержания карикатур оскорбляющих мусульман эксперты и отдельные теологи и имамы отметили резкость высказываний ряда политиков и спортсменов по отношению к Макрону. В частности, многие мусульманские представители осудили резкое высказывание известного бойца и спортсмена Хабиба, который поддавшись на эмоции, стал в ответ оскорблять главу Франции, что по мнению теологов неправильно. Коран призывает на любое зло отвечать исключительно добром.
Итоги
«Карикатуры продолжаются»
Несмотря на череду печальных событий французский сатирический журанл Charlie Hebdo отреагировал новой карикатурой на теракты во Франции, последовавшие за убийством из-за его карикатур на пророка Мухаммада. Обложку нового номера, обыгрывающую эту тему, издание выложило в свой Twitter-страницу.
На обложке были изображены танцовщицы кабаре с оголенной грудью и отрезанными головами. При этом головы они держат под мышкой, и на лицах — радостное выражение. Подпись на рисунке гласит «Франция всегда останется Францией» (данный сюжет отсылает к последним событиям: 29 октября выходец из Туниса напал на людей в церкви в Ницце с ножом. Ему удалось убить троих и обезглавить одну из жертв).
«Отношение к мусульманским организациям ожесточается»
После убийства Самуэля Пати на полгода закрыта мечеть в районе Пантен.
Решено провести расследование в отношении 51 ассоциации мусульман страны: их проверят на предмет радикальности в целом и того, состоят ли в их рядах экстремисты.
По сообщению Министерства внутренних дел Франции, заявило о планировании высылки людей, входящих в «черный список», т.е. лиц, уличенных в радикализме и незаконной религиозной деятельности.
Запоздалая реакция окружения президента Франции
После бурного возмущения и череды демонстрации населения арабских стран Макрон был вынужден дать интервью арабскому каналу аль Джазира, с разъяснением своего выступления.
Кроме того, он высказал своё раздражение в адрес англоязычных СМИ, многие из которых сдержанно осветили недавние террористические атаки во Франции: после «Financial Times» и «Politico» его критике подверглась газета «The New York Times». По словам главы государства, «многие газеты… оправдывают это насилие» и видят «корень проблемы» в том, что «Франция является расистским и исламофобным» государством. Проще говоря, с их точки зрения, исламистские теракты в этой стране происходят потому, что её президент «напросился».
С целью разъяснения своего выступления Елисейский дворец активно использовал дипломатические каналы на Ближнем Востоке. По свидетельству окружения президента, Макрон не хочет, чтобы в обществе укоренилась мысль, что он когда-либо мог оскорблять мусульман. Необходимо объяснить, что французский президент борется с радикальным исламизмом, а не исламом (сообщает издание Le Figaro).
По мнению известного отечественного юриста Марата Башимова государство должно правильно делать акценты в столь непростой духовной сфере и разъяснять, пресекать действия таких провокационных журналов, нарушающих права человека, при том что Франция членом международных организаций и подписантом международных договоров в области прав человека.
Права и свободы человека могут быть ограничены и в целях соблюдения принципов нравственности. Эту важный принцип разработчики Билля о правах человека внесли после долгих дискуссий и обсуждений с 1946 по 1948 годы. Известные ученые, эксперты, стран, входящих в ООН – пришли к пониманию того, что «ограничение прав человека может быть в целях сохранения нравственных ценностей». Отсюда вывод, который делают эксперты – юристы, что этот журнал все — таки разжигал межрелигиозную рознь и его публикации раскалывают французское общество, да и придают нестабильность в мире, оскорбляя исламские ценности и права верующих (текст взят из страницы Facebook автора).
Однозначно продолжение антиисламской тематики журнала Шарли Эбдо, жесткая риторика и игра с понятиями ислама руководства Франции только усилит неприязнь проживающих во Франции мусульман, усилив их дальнейшую маргинализации, в т.ч. радикализацию.
Не случайно террористические организации с целью привлечения внимания в своей деятельности уже проводили теракты против сотрудников редакции Шарли Эбдо.
Однозначно гибель собственных сотрудников, митинги и демонстрации мусульманских организации против печати карикатур и правильная аргументация известных теологов и лидеров общественного мнения во Франции не смогли изменить ситуацию как в редакции журнала, так и не послужили уроком для руководства страны.
Серикбол Билялов