Распад советской системы с его атеистической моделью общества и восстановление независимости государств Центральной Азии (далее — ЦА) послужили импульсом для повышения значимости роли религии в процессе формирования гражданского общества и развития правового государства.
В этой связи, одним из ключевых аспектов общественно-политической жизни стран ЦА становится раскрытие конструктивного потенциала религии.
Большее распространение получает тенденция использования религиозных доктрин и чувств верующих в деструктивных целях. При этом воздействие на сознание широких масс осуществляется посредством печатной и аудиовизуальной продукции как наиболее эффективной формы подачи и распространения информационного материала.
В целях защиты прав и свобод, физической и духовной безопасности гражданского общества государственные органы вынуждены осуществлять регулятивные функции в сфере религии. В этих условиях все большую значимость приобретает религиоведческая экспертиза, как один из важных инструментов регулирования религиозной деятельности.
Религиоведческая экспертиза проводится как при регистрации религиозных объединений и миссионеров, так и при распространении материалов религиозного характера.
Историческая общность, языковое и религиозное сходство, наличие общих традиций и обычаев народов, проживающих в ЦА, послужило основанием для выбора региона.
В рамках материала будут рассмотрены особенности проведения религиоведческих экспертиз в разрезе пяти стран ЦА (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) по ряду параметров: нормативно-правовые акты, уполномоченные органы, сроки проведения и характерные особенности.
Казахстан
Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс религиоведческой экспертизы
В настоящее время религиоведческая экспертиза регулируется несколькими нормативно-правовыми актами, среди которых Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV, а также «Правила проведения религиоведческой экспертизы» от 30 декабря 2014 года № 162.
Орган уполномоченный за проведение религиоведческой экспертизы
Уполномоченным органом за проведение религиоведческой экспертизы является Комитет по делам религий Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
Срок проведения религиоведческой экспертизы
Двадцать два рабочих дня, с возможностью продления на пятнадцать рабочих дней.
Характерные особенности процедуры религиоведческой экспертизы
К особенностям процедуры религиоведческой экспертизы можно отнести наличие квалификационных требований к экспертам. В законодательстве отражен список специальностей экспертов, привлекаемых для проведения религиоведческой экспертизы: религиоведение, теология, исламоведение.
Другой особенностью является возможность подачи заявления о проведении религиоведческой экспертизы по средствам веб-портала «электронного правительства» наряду с традиционной подачей через канцелярию уполномоченного органа.
Также следует отметить, что в Казахстане реализуется информационная система «Кибернадзор». В рамках которой на материалы религиозного содержания проводится религиоведческая экспертиза в целях оперативной блокировки экстремистского контента в сети интернет.
Кыргызстан
Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс религиоведческой экспертизы
Правовой основой религиоведческой экспертизы в Кыргызской Республике (далее КР) является Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года № 282, Положение «О государственной комиссии по делам религии в Кыргызской Республике» от 23 марта 2012 года № 71.
Орган уполномоченный за проведение религиоведческой экспертизы
Орган ответственный за проведение процесса религиоведческой экспертизы в КР – Государственная комиссия по делам религий при Президенте Кыргызской Республики.
Срок проведения религиоведческой экспертизы
Один месяц с возможностью продления еще на один месяц.
Характерные особенности процедуры религиоведческой экспертизы
Одной из особенностей процесса исследования религиозной литературы в КР является наличие теологической экспертизы наряду с религиоведческой экспертизой.
Другой ключевой особенностью является проведение комплексных экспертиз при участии экспертов филологов-лингвистов и психологов, что по мнению эксперта И. Аслановой, повышает качество и присваивает комплексный характер религиоведческим экспертизам.[1]
Узбекистан
Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс религиоведческой экспертизы
Религиоведческая экспертиза в Республике Узбекистан регламентируется Законом «О свободе совести и религиозных организаций» от 14 июня 1991 года № 289-XII и Постановлениями Кабинета министров Республики Узбекистан «Положение о порядке осуществления деятельности по изготовлению, ввозу и распространению материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан» и «Положение о порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы материалов религиозного содержания» от 20 января 2014 года № 10.
Орган уполномоченный за проведение религиоведческой экспертизы
Уполномоченный орган за проведение религиоведческой экспертизы — Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Срок проведения религиоведческой экспертизы
Экспертиза выполняется уполномоченным органом в течение десяти рабочих дней со дня обращения.
Характерные особенности процедуры религиоведческой экспертизы
Одной из главных особенностей процесса религиоведческой экспертизы в Узбекистане являются короткие сроки. Наряду с этим фактом, следует выделить другую особенность, которая выражается во внесении компонента теологической экспертизы в религиоведческую экспертизу. Так, согласно Закону и Положениям регулирующих процедуру проведения экспертизы в наименовании услуги определяется как «государственная религиоведческая экспертиза», вместе с тем в определении «заключение экспертизы» дается следующая формулировка: «письменный документ, официально закрепляющий факт проведения теологического исследования в отношении материалов религиозного содержания на наличие отклонений или искажений от религиозных канонов…»[2].
Таджикистан
Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс религиоведческой экспертизы
Правовой основой для проведения религиоведческой экспертизы в Республике Таджикистан служит Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 марта 2009 года № 489 и Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 2 июля 2009 года № 389.
Орган уполномоченный за проведение религиоведческой экспертизы
Органом уполномоченным за проведение религиоведческой экспертизы является Комитет религии, регулированию национальных традиций, торжеств и обрядов при правительстве Таджикистана.
Срок проведения религиоведческой экспертизы
Один месяц с возможностью продления еще на один месяц.
Характерные особенности процедуры религиоведческой экспертизы
К основным особенностям процедуры религиоведческой экспертизы в Таджикистане можно отнести наличие классификации видов экспертиз, прав и обязанностей экспертов, проводящих экспертизу. Так, в нормативно-правовых актах отражены следующие виды экспертиз – первичная, дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная. Эксперт вправе отказываться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний.
Туркменистан
Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс религиоведческой экспертизы
Процесс проведения религиоведческой экспертизы регламентируется Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 26 марта 2016 года и Постановлением Правительства Республики Туркменистан «Об утверждении Порядка проведения религиоведческой экспертизы».
Орган уполномоченный за проведение религиоведческой экспертизы
Комиссия по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане.
По причине отсутствия общедоступной информации не удалось изучить процедуру религиоведческой экспертизы в Туркменистане.
Заключение
В ходе изучения и анализа нормативно-правовых документов и практик проведения религиоведческой экспертизы в странах ЦА, было выявлено следующее:
- Во всех странах сформирована нормативно-правовая база, регулирующая процесс религиоведческой экспертизы;
- В трех республиках действуют отдельные уполномоченные государственные органы, ответственные за процедуру религиоведческой экспертизы в лице Комитетов (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), а в двух остальных данную функцию выполняют государственные Комиссии (Кыргызстан, Туркменистан);
- Сроки проведения религиоведческой экспертизы прописаны в нормативно-правовых актах и составляют в среднем 30 дней, исключением является Узбекистан — 10 дней;
- Характерные особенности касаются вопросов квалификации экспертов, способов подачи заявлений о проведении религиоведческой экспертизы, сроков, прав и обязанностей экспертов, а также видов экспертиз.
Таким образом, в каждой из стран ЦА процедура религиоведческой экспертизы имеет сформированную нормативно-правовую базу, уполномоченные органы и особенности. Все это свидетельствует о высокой значимости религиоведческой экспертизы и формировании ее как важного института, являющегося реально действующим инструментом в регулировании религиозной деятельности.
Данное обзорное исследование выявило интерес для более подробного изучения данной темы. Особое внимание следует уделить анализу проблем религиоведческой экспертизы в странах ЦА и путям их решения. В этой связи, считаем целесообразным рассмотрение возможности создания общей площадки уполномоченных экспертов стран ЦА. Полагаем, что совместные усилия будут направлены на обмен передовым опытом и методологией, на повышение квалификации, на внедрение инновационных технологии в целях усовершенствования процесса религиоведческой экспертизы.
Главный эксперт Департамента религиоведческой экспертизы Института анализа религиозной ситуации и религиоведческой экспертизы НАО «Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога» Темирбаев Талгат
[1] Интервью с И. Аслановой – эксперт-религиовед, старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий Кыргызско-Российского Славянского университета.
[2] Пункт 4, Статья 1. Положение о порядке осуществления деятельности по изготовлению, ввозу и распространению материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан.