Алматинцы жалуются на кладбище, которое расположилось в нескольких шагах от их домов. В последнее время погост расширяли и могилы рыли уже впритык к жилым домам.
Вместо яблоневого сада жители микрорайона Баганашыл вынуждены смотреть на могильные плиты. Проблема существует не первый год. Но когда мир мертвых подступил вплотную к их домам, люди были вынуждены поднять шум. Неизвестные стали возводить заборы и рубить деревья.
— Нам предъявили документы, что в 2016 году эта территория передана комбинату ритуальных услуг города Алматы сроком на 49 лет. Ни у кого не возникает сомнения, что будут производиться захоронения. Наши дома от забора, который они хотят поставить, находится в 5-7, максимум, в 10 метрах. Мы считаем, что это нарушение наших прав как граждан Казахстана, — рассказывает житель города Рафаэль Мухаметов.
Погост в микрорайоне Баганашыл появился еще в конце 1990-х, говорят алматинцы. Раньше здесь располагалось садоводческое общество Карасайского района. В 2000-х хоронить людей на этой территории, якобы, запретили. Но после того, как ее присоединили к городу, могилы стали появляться все чаще.
Абай Сагитов живет в этом доме уже много лет. Надгробье по соседству, признается мужчина, стало для них полной неожиданностью.
— Это дом моего сына. У нас никто не спрашивал разрешения на то, чтобы установить могилу прямо около забора. Сами приехали, выкопали и похоронили. Сколько мы жаловались на такие действия, все бестолку. Неужели за городом нет другого места под кладбище? – спрашивает житель города Абай Сагитов.
Специалисты утверждают: по закону от захоронения до ближайших домов должно быть не менее 300 метров. По факту же это расстояние можно измерить шагами. Добиваться перезахоронения местные не намерены, но хотят, чтобы новые могилы здесь больше не появлялись.
— Мы их просим: поставьте забор, раз уж кладбище существует, бог с ним. Чтобы мы вообще не видели кладбище. А они здесь сняли забор и теперь ставят там наверху, чтобы территорию себе побольше отвести, — считает жительница города Валентина Мухаметова.
Люди обратились в акимат и узнали, что пользоваться землей на этой территории запретили еще пару лет назад. Проблемой уже заинтересовалась антикоррупционная служба города. Сейчас по факту проводят проверку.
— Мы, как процессуалисты, смотрим на наличие документов. У них наличие госакта имеется, наличие решения комиссии, выписка из протокола, то есть предварительно это документы, а другой вопрос, почему они были даны вразрез того, что не выдерживается эта карантинная зона, — говорит первый заместитель руководителя департамента агентства по противодействию коррупции города Данияр Таумурат.
В Агентстве по противодействию коррупции также отметили, что будут добиваться передачи земли в коммунальную собственность. В дальнейшем планируют облагородить территорию сада. А пока местные жители надеются, что закон будет на стороне живых, а не мертвых.