Суббота, 6 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

В чем разногласия

05.09.2020
в Религиозные течения
0
670
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter
между суннитскими школами и салафизмом в отношение сущности Аллаха?

Салафиты считают доктрину единобожия основой Ислама и в этом их мнение соответствует позиции всей мусульманской общины т.е. со школами вероубеждения матруди и ашари. При этом они считают, что введение любых посреднических звеньев в отношениях между Богом и людьми является отступлением от единобожия.

Так, например, они считают недопустимым введение священства, не признают сакральных или духовных авторитетов. Кроме того, такие действия, как обращение к умершим праведникам или обращение с упоминанием их имен в качестве посреднического звена между человеком и Богом, являются отступлением от принципов единобожия в вероубеждении салафитов. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка). В принципе, с этим согласны все школы суннитского направления, но, в то же время, салафиты в значительной мере развили их.

В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина божественного единства состоит из трех составляющих:

  1. Божественное господство над всем мирозданием (таухид ар-рубубия).
  2. Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения (таухид аль-улюхия).
  3. Единство Бога в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма уа-с-сифат), которое подразумевает наличие у Бога различных эпитетов и атрибутивных качеств.

В салафизме указанному выше второму пункту доктрины божественного единства — таухид аль-улюхия — придается особенное значение. Согласно учению Ибн Таймии в своем служении человек должен быть обращен своими помыслами и всем своим существом к Богу. Если же он подразумевает в своих помыслах и действиях еще какой-либо субъект помимо Бога, то он в большей или меньшей мере впадает в язычество (ширк), даже если при этом утверждает о единобожии.

По утверждению салафитов язычники также знали и знают о существовании единого творца, но служение ему совершают посредством других субъектов (богов или святых). Именно в этом состоит их политеизм. В доказательство этому салафиты приводят аят из Корана, где говорится: «А если ты их (язычников) спросишь: “Кто сотворил небеса и землю?”, они, конечно, скажут: “Аллах”». (31: 25)

Любая самодеятельность и введение новых ритуалов для служения и актов поклонения является, в доктрине Ибн Таймии, ересью (бид’а). В частности он подверг ожесточенной критике практику всех неортодоксальных мистических учений в Исламе, которые вводили такие новые элементы религиозного служения, как почитание могил умерших праведников, культ святых и мучеников, которые не были характерны раннему периоду Ислама. Все подобные действия Ибн Таймия назвал отступлением от принципов исламского единобожия.

Ибн Таймия считал возможным посещение могил лишь с целью осмысления своего земного существования и предназначения. Мольба в адрес усопшего недопустима ни в коем случае, даже в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Газа под «миром Трампа»: голод и бумажное перемирие

Газа под «миром Трампа»: голод и бумажное перемирие

18.11.2025
ИГ и Боко Харам воюют за контроль над озером Чад

ИГ и Боко Харам воюют за контроль над озером Чад

17.11.2025

Отвергая культ и почитание святых, Ибн Таймия, тем не менее, считал возможным достижение некоторыми людьми некоего состояния озарения (карама) от Бога, вследствии их преданного и искреннего служения ему. Но это состояние не является подобием чудес пророков и получения ими откровений от Бога. Люди обладающие карамой не отличаются от остальных людей и обязаны исполнять все предписания религии.

Как и все салафиты, Ибн Таймия считал недопустимым обращение к Богу посредством умерших святых и праведников. Все это расценивалось им как отступничество от принципов единобожия. Однако он считал допустимым, если живой праведник помолится Богу за кого-то, по его же просьбе.

Ученые сунниты же говорят о том, что специально прочтенные молитвы приносят пользу умершим. По мнению ханбалитских, шафиитских, ханафитских, маликитских и нынешних авторитетных богословов Ислама, посвящение молитв усопшим приносят им облегчение и пользу.

В книге К. Жолдыбайулы «Религия и менталитет» («Дін мен діл») старший ученик Ибн Таймии Ибнул-Кайим аль-Джаузи приводил множество аргументов в пользу посвящения Корана усопшим, поминания в молитве усопших. Ибнул-Кайим аль-Джаузи говорил: «Поклонение, благое дело осуществляется двумя путями: телом и имуществом. Пророк говорил, что садака от имени умершего принесет ему пользу. Пост от имени умершего также приносит пользу душе умершего в ином мире. Также есть польза и от хаджа, совершенного от имени умершего. Об этом говорится в хадисах».

Также в салафизме нет теории о божественных атрибутах, которых придерживаются сторонники матуридитских и ашаритских школ и они выражаются в их разделении на сущностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия), так как они определены отвергаемыми салафитами методами разума и логики на основании рационального осмысления Откровения. Однако, отвергнув матуриди-ашаритские концепции, Ибн Таймия и его последователи заменили их своей системой представлений о божественных атрибутах.

Аяты Корана и хадисы, где сообщается об Аллахе, означают особенности, действия и называются «муташабих аят, хадисы» (аяты, хадисы с неясным содержанием) или «Аятус-сифат», «Ахадисус-сифат» (аяты и хадисы имеющие отношение к описанию Аллаха) или «ас-сифатул-хабария» (хабари — описания Аллаха, неподдающиеся разуму).

Так, в вопросе муташабих аятов, в первую очередь, салафиты заявили о том, что ими принимаются все атрибуты Бога так, как они излагаются в Откровении. Причем эти атрибуты не подвергаются салафитами аллегоризации. Исходя из этого, Ибн Таймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне качества Аллаха, такие как способность гневаться, говорить, вознесение на трон и т.п.

Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. Но в то же время, они, в отличие от антропоморфистов, считают все это присущим только Богу и не относят это к сотворенному миру.

То есть Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а его гнев или способность говорить также не являются аналогичными человеческим, а присущи лишь Ему непостижимым разуму образом. Такие подходы к пониманию проблемы божественных атрибутов Ибн Таймия и назвал методом «праведных предков» (салафов).

Однако эта точка зрения салафитов была подвергнута критике представителями других мировоззренческих школ Ислама, которые утверждали, что все эти воззрения салафитов по отношению к божественным атрибутам, в конечном итоге, могут привести к антропоморфизму (наделение человеческими качествами).

Все дело в том, что смыслы аятов Корана разделяются ими на эзотерические и экзотерические. Как приведено в книге ученого-религиоведа К. Жолдыбайулы «Дін мен діл» ученые-сунниты придерживались следующих принципов:

  1. Прямое значение слов, которые характеризуют сотворенных, то есть людей, нельзя принимать как подобие Аллаху. Аллах чист от всего этого. Как и то, что нет ничего, подобного Аллаху, так и нет ничего похожего на Него.
  2. Нельзя полностью отрицать значения слов от Аллаха в целях очищения Аллаха от всего (таътил).
  3. Необходимо поручить истинное значение таких слов на безграничное знание Аллаха и уверовать в них (тафуид).

Критики салафитов утверждали, что они следуют только экзотерическим смыслам аятов и игнорируют скрытые смыслы откровения. Именно поэтому аяты Корана должны быть истолкованы в точном соответствии с дословным смыслом, но, если возникает необходимость, то, в качестве исключения, можно подвергнуть некоторые аяты и аллегорической трактовке.

В частности это относилось к следующим аятам Корана:

«Поистине те, кто присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха над их руками…». (48:10) (Здесь речь идет о присяге, которую дали пророку Мухаммаду сподвижники накануне заключения Худайбийского мира с язычниками-мекканцами) «И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь гибнет кроме Его лика». (28: 88)

Указывая на смысл этих аятов, критики салафитов утверждали, что упомянутые в них слова «рука» и «лик» Аллаха невозможно принимать в буквальном смысле, так как это открывает путь к антропоморфизму. Поэтому «рука» понималась ими как «всемогущество», а «лик» — как «личность».

Однако салафиты, и в первую очередь Ибн Таймия, в свою очередь, опровергали доводы критиков тем, что введение аллегорических иносказаний является продуктом человеческого мышления и не может быть истиной в последней инстанции. Они также отрицали свою причастность к антропоморфистам, так как не уподобляли «руки» или «лик» Аллаха аналогичным органам человека или других творений.

Салафиты утверждали, что даже если их методы не объясняют эти смыслы Корана и Сунны, то все равно они более приемлемы, так как не допускают человеческого мнения по отношению к божественным атрибутам.

Все идеологические и методологические принципы учения шейха Ислама Ибн Таймии периодически использовались различными реформаторскими школами, вплоть до сегодняшнего дня. Его идеи легли в основу идеологии движения Мухаммада ибн Абдул-Уаххаба, основателя движения «ваххабитов».

Позднее, в конце 19-го, в начале 20-го веков, идеи Ибн Таймии использовались египетскими исламскими реформаторами, представителями движения «братьев-мусульман» (аль-ихуан аль-муслимун), индийскими фараидитами и многими другими религиозно-политическими движениями в мусульманском мире.

Исатай БЕРДАЛИЕВ,

исламовед-теолог

Тэги: салафизмсекта
Поделиться16Твитнуть10Поделиться2Поделиться

Похожие записи

Религиозные течения

Биологические машины экстремизма

30.11.2020
Религиозные течения

Адаптационный экстремизм: метод распознавания нетрадиционного течения

10.11.2020
Загрузить еще
Следующий пост

Религиозные объединения города Нур-Султан обсудили Послание

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Награда за усилия и действительность намаза начинающих
Вопросы-ответы

Награда за усилия и действительность намаза начинающих

06.12.2025
Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00