В мае текущего года казахстанские СМИ сообщали о том, что осужденный за участие в террористической организации «сирийский боевик» Алмаз Нарбутин срочно нуждается в лечении. Воевавший на стороне ИГИЛ (признана террористической на территории Казахстана) мужчина в данное время отбывает наказание в колонии Павлодарской области по статье 257, часть 2 УК РК.
В беседе с нами Алмаз Нарбутин рассказал о том, что на сегодняшний день он получил курс лечения, но его необходимо продолжать. На наш вопрос, насколько изменились его взгляды, Нарбутин дать конкретный ответ не смог.
Алмаз Нарбутин выехал в Сирию в 2013 году после того, как принял ислам нетрадиционного толка. На тот момент его «собратья по жамагату» распространяли видео с призывами к якобы священной войне. Прибывший в Сирию мужчина через три месяца получил ранение тазобедренного сустава при участии в боевых действиях.
Но даже после ранения Нарбутин продолжал свою террористическую деятельность. Он принял присягу ИГИЛ и работал связистом, налаживал рации, ухаживал за ранеными, ставил им уколы и т.д. Всего в зоне террористической активности молодой мужчина провел пять лет.
В 2019 году Алмаз Нарбутин был возвращен на родину из Сирии в числе 595 граждан Казахстана в рамках операции «Жусан».
Мы обратились к специалистам, чтобы выяснить, можно ли лечить Нарбутина в открытом лечебном учреждении, не опасно ли это для окружающих людей.
По словам теолога Ерлана Уныйбаева, в Павлодарское СИЗО Нарбутина Алмаза перевели недавно, поэтому за столь короткий срок трудно определить, отказался ли человек от радикальных взглядов.
«Алмаз признает, что не имеет знаний и готов изучать акиду мазхаба Абу Ханифы. Он говорит, что не имеет права выносить такфир по отношению к другим только из-за того, что они не читают намаз. В целом, Алмаз вел себя открыто, признался в своих заблуждениях. В его поведении я не заметил агрессии, присущей джихадистам. Конечно, это радует. Но пока рано принимать решение об уровне его радикальности, он мог высказать не свои мысли, а то, чего ждут от него», — отметил теолог.
По мнению психолога-реабилитолога Гульназ Раздыковой, на дерадикализацию деформированного сознания человека, пережившего войну, могут потребоваться годы. В данном случае Нарбутин был не просто свидетелем, а непосредственным участников боевых действий.
«Безусловно, ситуация, в которой оказался молодой человек, чисто по по-человечески, вызывает сочувствие. Но мы с вами живем в правовом государстве, и должны мыслить правовыми категориями. В суде была доказана его вина, как участника запрещенной международной террористической организации и это факт, с которым мы не можем поспорить.
Поверхностный анализ беседы с ним, показывает, что в его речи нет раскаянья и сожаления. Я не врач и не могу судить о его травме. Но как специалист -реабилитолог еще рано делать выводы о том, что он готов к контакту с обществом и адекватен в своих поступках. Ведь не секрет, что они несколько лет находились на териритории Сирии и разрушались они тоже постепенно, постепенно происходила радикализация сознания, постепенно теряли близких, здоровье и т.д.
Я думаю, ему нужно время и нам тоже. Не стоит торопить процесс его реабилитации. Иногда он может затянуться на годы. Но мне понравилось, что он открыто говорит о том, что там видел в Сирии, что там не было справедливости, ислама и т.д. Для этого нужна тоже смелость, публично признаться в своих ошибках — это участь решительных людей.
Наша задача сейчас – это усиленная работа с ним, чтобы он смог на уровне сознательных процессов понять что значит быть экстремистом и представлять опасность для своего народа», – прокомментировала эксперт.
На запрос нашего сайта о ситуации с Нарбутиным заместитель начальника Департамента уголовно-исполнительной системы по Павлодарской области Максат Ашимов ответил, что Нарбутин А.Б. осмотрен главным травматологом Павлодарской области, хирургом, кандидатом медицинских наук.
«Совместно со специалистами 3 поликлиники г. Павлодара: врачом-терапевтом, врачом-хирургом, врачом-дерматологом была проведена антибактериальная терапия. В настоящее время состояние здоровья осужденного Алмаза Нарбутина удовлетворительное», – отметил Максат Толегенович.
Опасения специалистов, имеющих опыт работы по дерадикализации лиц, возвращенных из Сирии, имеют все основания. С одной стороны тяжелая болезнь угрожает здоровью молодого человека. Но с другой стороны пребывание осужденного за терроризм в открытом медицинском учреждении представляет реальную угрозу для окружающих.
Ведь травмированное сознание воевавших людей не скоро избавляется от агрессии и жестокости войны.
Kazislam.kz