Персидский философ, математик, астроном и поэт стал известен всему миру благодаря рубаи – короткие философские стихи. В своем творчестве поэт говорил не только о «вине», женщинах, пороках, но и о Боге. При этом некоторые из творений писателя до сих пор вызывают споры. Кто-то называет его богохульником, а кто-то настоящим мусульманином.
Стоит отметить, что творения Омар Хайяма пережили почти 1000 лет, за это время часть его писаний была потеряна. При этом его работы переводились на разные языки мира. В ходе перевода сохранить смысл и придать рифму весьма сложно, поэтому объективно оценить автора в наши дни невозможно.
Омар Хайям, писал о многом, но особую популярность в Интернете завоевали его стихи о вине.
Хоть мудрый шариат и осудил вино,
Хоть терпкой горечью пропитано оно,
Мне сладко с милой пить. Недаром говорится:
«Мы тянемся к тому, что нам запрещено».
Автор в своих творениях признавался, что пристрастен к вину. Он часто отражал все прелести вина для тела, но никогда не говорил о его пользе. Вино по его суждению приятно организму опьянением, однако вовсе не полезно. Омар Хайям пытался передать в своих стихах, что вино лишает четкого рассудка, опускает человека по социальному статусу, и приводит к зависимости, которую сложно побороть.
Также существует мнение что вино в стихах ученого, это адресация к ограниченности разума и недостаточности его для познания всей полноты жизни и Бога.
Однако некоторые современники восприняли его стихосложения как насмешку над устоями Ислама. Хотя автор признается, что не может избавиться от этой зависимости, еще раз подчеркивая наркотическую опасность алкоголя. Он пытался показать, что вино развращает разум и отдаляет человека от религии, а люди лишь поняли, что он любит вино.
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Если в религиозности Омара Хайяма некоторые из людей могут усомниться, то мудрость поэта сомнений не вызывает. Его многочисленные поучительные стихи отражают человеческую сущность и несправедливость мира.
Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,
Бесчестный – честного стыдит,
А капля счастья тонет в море…
Подобных стихосложений у него десятки, все они отражают мудрость старца, который большую часть жизни посвятил науке. Причем ученый отдавал предпочтения точным наукам, поэта сильно интересовала математика и астрономия. Немаловажный вклад в формирование философа вложило и обучение в медресе. Омар Хайям с отличием закончил курс по мусульманскому праву.
К слову, жизнь ученого нельзя назвать легкой. В период его детства шла ожесточенная война, в которой погибло множество видных ученых деятелей. Также в подростковом возрасте он потерял своих родителей. Но благодаря своей жажде знаний и уму он добился расположения среди ученых того времени и определил свой жизненный путь.
В творчестве ученого особое место занимают стихи о религии и Боге.
Ты безнадежного больного исцелишь,
Ты в самый горький час печали утолишь.
Пока я про одну поведаю занозу,
Ты двести тысяч их из сердца удалишь.
При этом, в большинстве стихов автор часто якобы осуждает Всевышнего. Именно подобные стихи, стали причиной того, что писателя заклеймили богохульником и отступником от Ислама. Однако по мнению некоторых ученых автор в своих стихах скорее спорил с самим собой, поскольку переживал трудные жизненные моменты утраты близких и жестокой несправедливости. Омар Хайям придерживался суфизма, а в суфизме есть такое понятие как метущаяся душа, то есть душа, не нашедшая покоя. Поэтому возможно через свои стихи он пытался постичь истины или душевного покоя.
В религиозности мыслителя сомнений нет. Поскольку он часто упоминает Бога и никогда не отрицает его существование. К слову писатель не только постиг мусульманское право, он знал Коран наизусть.
Если ознакомится со всеми стихами автора, то можно найти противоречия. В одном он не боится Бога и готов против него восстать, во втором молит прощения, в третьем отрицает существование рая, а в четвертом боится огненной геенны. Подобное вызывает сомнения, что все рубаи принадлежат мыслителю.
К слову, споры о том, что часть стихов не принадлежат Омар Хайяму идут давно. Однако если рассматривать все творения автора в целом, то проглядывается внутренняя борьба человека с самим собой. И такую борьбу проходит каждый человек, поэтому судить стихи великого мыслителя и ученого мы не можем.
Ерлан ТОКАБАЕВ
Даже тут суфизм приплели. А доказательства есть, что он придерживался суфизма?