Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

О страхе и тревоге в Исламе

27.07.2020
в Новости
0
26.8k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Вопрос: Почему в Исламе много говорят о страхе и тревоге? Не породит ли это в человеке чувство безнадежности?

Ответ: Ислам во всех вопросах придерживается золотой середины. Здесь нет места чрезмерным излишествам или крайнему безразличию. Так и между страхом и надеждой предусмотрено равновесие. Надежда и тревога подобны крыльям птицы. Если оба крыла сильны и полноценны, то и птица уверенно парит в облаках. Поэтому для сохранения равновесия человеку одинаково необходимы и надежда, и тревога.

В сущности, Ислам – это религия доброты и милосердия. «Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» [1], говорится в Коране, а сура «Аграф» гласит: «Моя милость объемлет всякую вещь» [2]. А досточтимый Пророк (с.г.с.), доказывая милость Аллаха, говорил: «Перед созданием мироздания Аллах создал милосердие: «Поистине, моя милость опережает мой гнев» [3].

Аллах четко обозначил цель Ислама: «В этом (Коране), истинно, послание для тех, Кто (всей душою) поклоняется (Аллаху)» [4]. Аятов и хадисов о милосердии довольно много, поэтому вернемся к вопросу о страхах и тревогах.

В учении ахлаки их называют хауф. Терминологическое объяснение с точки зрения шариата относит их не к хараму, а к числу не строгих запретов. Одним словом, не стоит идти на поводу у пустых надежд и опускаться в бездну тревог и безнадежности.

Согласно рассуждениям кушайри, хауф – это внутреннее чувство, контролирующее и оберегающее человека от поведения, неугодного Аллаху.

Аллах использовал страхи и тревоги в качестве средства для повышения статуса и положения верующего. Но это не простое средство. Оно, подобно матери, упрекающей своего ребенка, и в то же время ласково прижимающей его к своей груди, призывает человека к милосердию.

«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

05.12.2025

Только страх перед Аллахом избавляет его от страха перед другими. В Коране Создатель говорит: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» [5] , показывая тем самым, что страх тоже является признаком веры.

Если один аят призывает не распылять чувство страха, и направлять его только к Аллаху: «Меня одного страшитесь» [6], то другой восхваляет верующих, боящихся Аллаха: «Они взывают к своему Господу со страхом и надеждой» [7]. Потому что человек, все время думающий о своих грехах, и боящийся Аллаха, обладает особой осторожностью и бдительностью.

Тревога сдерживает похоть человека. Как человек с отвращением отворачивается от меда, в который подмешан яд, так и человек, в сердце которого поселился страх, не опустится до низких поступков. Только страх перед Аллахом и боязнь адского огня могут стать препятствием для человеческих пороков.

Тревога удерживает от зла и ведет к добру. Но и чувство страха должно быть в меру. Именно оно побуждает человека к совершению добрых дел.

Бояться могущества Аллаха – результат истинного познания Аллаха, особенность настоящего верующего и пророка. У них это чувство всегда в приоритете.

Есть много аятов о пользе страхов для человечества, свидетельствующие о том, что благодаря этому чувству можно познать блаженство рая, милосердие и согласие. Если в 154 аяте суры «Аграф» говорится: «Истинный путь и милость тем, которые боятся своего Господа», то аят 8 суры «Байина» показывает пользу страха в достижении высокого авторитета: «Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа… Такое прекрасное воздаяние получат только те, кто страшился Аллаха, избегал грехов и выполнял предписания религии» [8].

Пророк (с.г.с.) говоря: «Аллах милосердный создал преисподнюю, и с его помощью ведет людей в рай» [9], показывает, что это стало возможным лишь благодаря милосердию Аллаха.

Абул Касым Хаким сказал: «Если человек боится чего-то, он избегает его. А человек, боящийся Великого Аллаха, напротив, бежит Ему навстречу (использует это)».

Ему вторит праведник, известный ученый Зун-Нун Мысри: «У человека, который боится Аллаха, мягкое сердце и чистые намерения» [10]. Эти слова как нельзя лучше показывают роль страхов и тревог в Исламе в смирении собственного эго.

Когда речь идет о тревоге, в большинстве ощущаются неприятные чувства. Но в Исламе роль тревоги в личностном становлении человека совсем иная. Среди мусульманских ученых есть замечательные слова: «Начало мудрости – страх перед Аллахом». В связи с этим Имам Шибли говорил: «Благодаря страху перед Аллахом я видел, как открываются врата мудрости».

Если взглянуть на проблему с психологической точки зрения, то у человека, обуреваемого страхом, отсутствует рациональное мышление. А в Исламе страхи и тревоги, напротив, ведут человека к мудрости и рассудительности. Потому что здесь страх означает боязнь совершить грех, проявить невоспитанность и бесстыдство.

Поэтому очевидно, что у человека, держащего душу в чистоте, стремящегося к добрым деяниям и нацеленного на духовное и материальное развитие, в голове всегда хорошие мысли, а его слова полны мудрости.

Алау АДИЛЬБАЕВ,

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ

[1] Бақара, 143

[2] Ағраф, 156

[3] Бухари, Тәухид, 15,22; Муслим, Тәубә, 14

[4] Әнбия, 106

[5] Әли Имран, 175

[6] Бақара, 40

[7] Сәжде, 16

[8] Хужурат, 13

[9] Ибн Мажа, Ибн Омардан, Ихя, 4/1, 275 б.

[10] Ғазали, Ихя, 4/1, 297-298 б.

Тэги: ислам
Поделиться644Твитнуть403Поделиться81Поделиться

Похожие записи

Как религия формировала колониальную политику в Казахстане
Интервью

Как религия формировала колониальную политику в Казахстане

11.11.2025
Генсек Исламской лиги: Настоящая вера строится на основе диалога
Избранное

Генсек Исламской лиги: Настоящая вера строится на основе диалога

17.09.2025
Загрузить еще
Следующий пост

Суданские боевики убили 60 человек

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности
Вопросы-ответы

Нужно ли совершать каффару за пост, нарушенный по небрежности

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00