Коррупция – это яд отравляющий систему государства и тормозящий развитие страны. В Казахстане скандалы, связанные с коррупцией не утихают с момента получения независимости. Не смотря на все меры борьбы, коррупция продолжает процветать и развращать наше общество. При этом коррупция, как явление считается крайне опасной не только в политологии, но и в исламе.
Немного статистики
Согласно рейтингу по уровню коррупции Международной глобальной коалиции против коррупции за 2019 год, Казахстан из 180 стран занимает 113 место. Лидером рейтинга с самым низким показателем коррупции признана Дания, а самой коррумпированной страной является Сомали.
Но, не смотря на международные рейтинги, в которых положение Казахстана никак не меняется, по данным Агентства РК по противодействию коррупции уровень коррупционных правонарушений в нашей стране падает каждый год. Статистику вы можете увидеть на картинке снизу.
2245 коррупционных преступлений совершено в прошлом году, из них получение взятки – 649, хищение – 570, злоупотребление полномочиями – 283, иные – 743. Осуждено было 1002 лица, причем чаще всего за решеткой оказывались сотрудники органов внутренних дел 297 человек, на втором месте сотрудники акиматов и подведомственных организаций – 261, замыкают тройку лидеров специалисты учреждений Министерства финансов – 49.
Этот показатель отражает данные только официально зарегистрированных преступлений, сколько действительно произошло коррупционных нарушений никому неизвестно.
Коррупция в исламе
Исходя из вышеприведенной статистики, можно прийти к выводу, что чаще всего к коррупции подвержены люди «обремененные» властью. Используя свое должностное положение, они часто вредят простому народу, а социальную несправедливость ислам не поощряет априори. К слову в Коране, есть сразу несколько аятов отражающих отношение религии к подобным деяниям. К примеру:
«Не пожирайте между собой бесправно чужого имущества и не подкупайте деятелей суда, чтобы приобрести себе чужое имущество, это будет сознательный грех»(2:188 сура «аль-мутаффифин» – «обвешивающие»)
Люди верующие знают, какое наказание следует за сознательным грехом. Один этот аят отражает все отношение исламской религии к коррупции. При этом в шариате четко обозначено, что пресекать коррупцию стоит строго и беспрекословно, при этом в грехе повинным считается не только берущий взятку, но и дающий.
«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет», — цитата из свода хадисов Абу Дауда.
При этом в исламе четко обозначено, что под взяткой может подразумеваться не только денежное поощрение, но и любой подарок, что весьма предусмотрительно.
К слову наказание за коррупцию, имеет свои категории, к примеру, более суровое наказание получит тот, кто имеет власть и использует ее в корыстных целях. Пророк рассказал, что ждет людей совершивших такое деяние:
«Взявший на себя обязательство руководить десятью людьми и выносящий среди них решения, которые нравятся им или нет, в Судный день будет приведен на Страшный суд с закованными в цепи руками. Если выносил решения справедливо, не получал взяток, не причинял зла, руки будут освобождены. Если же выносил решения, идущие вразрез с велениями Аллаха, получал взятки, был халатным, руки будут связаны еще крепче и его бросят в Ад. Он скатится в такую бездну Ада, что не достигнет ее и по истечении 500 лет» (из рассказов Абдуллах ибн Аббаса).
Стремление к справедливости и равенству неоспоримо в исламе. Поэтому положение коррупции в исламе весьма четко обозначено. Коррупция в исламе считается не просто греховным деянием, а разрушительным и разлагающим общество явлением, которое издревле считается опасным.
Ерлан ТОКАБАЕВ