Тема религии и профилактики религиозного экстремизма и терроризма остается актуальной темой для обсуждения среди общественности даже в период карантина. В этот период большинство государственных органов и религиозных объединений перешло онлайн-формат работы с населением. Каковы плюсы и минусы подобной работы мы спросили у руководителя РОО «Контртеррористический комитет», кандидата юридических наук, полковника запаса Аманжола Уразбаева.
— Аманжол Зейноллаевич, как Вы оцениваете текущую ситуацию по противодействию религиозному экстремизму в стране?
— Безусловно риски всегда существуют, но явных прямых угроз со стороны международных террористических организации не наблюдается.
Благодаря слаженной работе силовых органов пресекаются прецеденты со стороны террористических группировок и членов деструктивных религиозных течений.
Необходимо отметить, что вывоз казахстанских семей из Сирии и Ирака в рамках операции «Жусан» позволил минимизировать опасность в будущем, в плане организации терактов с участием наших бывших граждан, прошедших подготовку в лагерях боевиков.
Сейчас перед государством стоит задача в проведении слаженной работы по дерадикализации и ресоциализации наших граждан, прибывших из «горячих точек», особенно в части оказания психологической и социальной помощи женщинам, детям и подросткам.
Кроме того, актуальной темой на повестке дня в работе компетентных госорганов остается вопрос продолжения информационно-разъяснительной работы по повышению религиоведческой грамотности населения и профилактики распространения идей религиозного экстремизма и терроризма.
— Есть ли эффект по проводимой информационно-разъяснительной работе (ИРГ) с населением в регионах?
— Безусловно, работа республиканской и региональных ИРГ имеет положительный эффект в профилактической работе, прежде всего посредством встреч с целевыми группами населения: верующими в культовых заведениях, рабочей молодежью, госслужащими, работниками силовых органов. Доводится нужная информация о деятельности деструктивных религиозных течений (ДРТ) и опасности насильственного экстремизма. К числу других, достаточно эффективных методов работы относится индивидуальная работа. Вместе с тем, на мой взгляд, не стоит перенасыщать религиозной информацией чаты и сообщества или в погоне за охватом аудитории «загонять» студентов на тематические лекции. К сожалению, такая практика имеет место быть.
— Как изменилась ситуация с информационно-разъяснительной работой после объявления чрезвычайной ситуации ввиду пандемии?
— С подобным явлением весь мир столкнулся впервые, соответственно проводимая с населением работа приостановилась во избежание распространения коронавируса.
Однако выход был найден посредством организации онлайн-лекций и онлайн-мероприятий на площадках популярных социальных сетей. Наиболее эффективно освоили такую тактику работы в Карагандинской, Павлодарской, Костанайской, Жамбылской и Алматинской областях. Думаю, организация совместных обучающих онлайн-семинаров ЦАРМО Карагандинской и Павлодарской областей может послужить хорошим примером для других областей.
— Каким образом?
— Многие регионы запланировали в течение года проведение мероприятий в формате конференций, круглых столов и семинаров. Почему бы эти мероприятия не перевести на онлайн-формат?
Во-первых, это сэкономит финансовые ресурсы, во-вторых, большинство спикеров и экспертов присутствуют в соцсетях, они сейчас доступны; в-третьих, запись мероприятий, в особенности выступлений авторитетных спикеров можно размещать на видеоканалах, что позволит максимально охватить целевую аудиторию.
Проведение мероприятий, обучающих семинаров и лекций в онлайн-формате показало свою эффективность, думаю эту практику нужно развивать и совершенствовать.
— Что Вы можете сказать об уровне информационной работе в сфере религии?
— Работа в информационном пространстве — одна из ключевых как в распространении, так и противодействии идеологии экстремистских организаций и деструктивных религиозных течений. Необходимо понимать, что пользователи посещают сомнительные чаты и группы в соцсетях не только из-за красочного дизайна, но порой в поисках контента, вызывающего яркие эмоции, в том числе негативные. Поэтому нам необходимо искать и предлагать иные направления, способные увлечь и направить энергию молодых людей в позитивное русло.
Сегодня госорганы активно присутствуют в социальных сетях, практически все управления по делам религий имеют свои каналы на площадках популярных социальных сетей. Однако сложно выделить какие-либо привлекательные идеи и предложения в них. Здесь следовало бы шире продвигать проекты по SMM, активизировать блогерскую сеть, создавать тематические сообщества и теснее работать с целевой аудиторией.
Одним из положительных примеров в период карантина стала работа в режиме «24/7» религиозно-информационного центра ДУМК. Вопросы здесь можно задавать на казахском и русском языках посредством звонка, электронной почты или WhatsApp. Как показывает статистика call-центра, данная услуга оказалась достаточно востребована у населения. Такие доступные варианты получения квалифицированных ответов на интересующие вопросы значительно снизят вероятность попадания под влияние радикальной идеологии, тех кто стремится к познанию религии.
— Какие вы можете дать советы как предотвратить нашу молодежь от попадания в ряды ДРТ?
— Одним из основных источников вовлечения нашей молодежи в ряды деструктивных религиозных течений остается получение религиозных знаний посредством посещения соцсетей. Чтобы обезопасить себя и своих близких необходимо соблюдать простые правила:
— для получения достоверной информации о религии обращаться к имамам и священнослужителям;
— получать информацию только с интернет-ресурсов официального духовенства, не доверять контенту сомнительных групп и сообществ в соцсетях;
— не слушать и ни в коем случае не размещать на своей странице лекции и аудиозаписи неизвестных религиозных проповедников.
Спасибо за интервью
Серикбол Билялов