В Республике Казахстан с первых дней независимости создана своя уникальная модель светского государства, отличающаяся активной государственной политикой по формированию и поддержанию межрелигиозного мира и согласия.
В своем Послании Первый Президент Казахстана, Елбасы Н.А. Назарбаев народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «Светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы».
Основа светского государства: свобода совести, равенство религиозных верований, нейтральность политической власти по отношению к религиозным конфессиям.
Главные отличия светского государства от теократического — это защита интересов всех социальных, религиозных групп, создание равных условий всем религиям и культурам в рамках действующего закона.
Светскость является конституционным принципом государственности Республики Казахстан. Так, статья 1 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года устанавливает: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Это же подчеркнуто в пункт 3 Статьи 3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 года.
Следует выделить основные признаки светскости государства, которые закреплены в Конституции и в правовых нормах других законов. Отделение религиозных объединений от государства определено следующими нормами:
Статья 3 «Государство и религия» Закона: «Государство отделено от религии и религиозных объединений. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Статья 8 Закона: «В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан».
Так, согласно Конституции, для государства высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. Значит, если религиозное объединение в результате своей деятельности покушается на эти ценности, то государство может вмешаться в их деятельность.
Статья 9 Закона: «В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства, религиозные объединения не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность, не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью».
Статья 7 Закона: «Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени».
Принципы светскости отражены и в других законах страны.
К примеру, согласно трудовому законодательству «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений…». В то же время «Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите» (пункт 2, 3 статьи 6 Трудового Кодекса Республики Казахстан).
Анализ конституционно-правовых норм светского Казахстан позволяет классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями на следующие принципы и формы проявления:
1) принцип отделения религиозных объединений от государства, предполагающий соблюдение следующих условий:
— никакая религиозная или атеистическая идеология не устанавливается в качестве государственной и обязательной;
— религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных органов власти, не участвуют в деятельности политических партий и общественных движений, осуществляющих политическую деятельность, и не оказывают им материальную и иную помощь;
2) принцип свободы совести и вероисповедания, который означает реализацию и обеспечение права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Право свободно выбирать, иметь и распространять законным способом религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
3) принцип равенства перед законом всех субъектов гражданско-правовых отношений, в том числе государственных органов и религиозных объединений;
4) принцип соизмеримости государственного контроля и принуждения деятельности религиозных объединений и других субъектов религиозных отношений интересам национальной безопасности. Допустимость лишь тех ограничений религиозной деятельности, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человек и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) принцип конструктивности сотрудничества государства с религиозными объединениями, направленного на укрепление сложившихся в стране устоев и традиций межконфессионального согласия, высокой духовности, культуры, образования, а также созидательного труда и здоровья граждан;
6) принцип недопустимости использования религии в экстремистских, террористических целях и иной деятельности, направленной на разрушение стабильности и развития государства и общество;
7) светскость государственной службы и местного самоуправления, не возложение на религиозные организации выполнение функции государственных органов;
8) светскость системы образования, за исключением духовных (религиозных) заведении образования, отделения государственной системы образования и воспитания от религии и религиозных объединений;
9) установление особого режима памятников истории и культуры, являющимся одновременно религиозными ценностями и святынями.
Почему государство необходимо придерживаться и укреплять светские принципы?
Следует понимать, что религии, как устоявшиеся и самостоятельные мировоззренческие и регулятивные системы по ряду вопросов общественных отношений имеют принципиально различающиеся от государства подходы.
Каждая религия имеет собственную идеологию, ритуальную практику, организационную структуру. В Казахстане на сегодня зарегистрировано около 4000 религиозных объединений и филиалов 18 конфессий. Каждая религия задает критерии, идеалы, с помощью которых оценивается окружающий мир, формируются понятия, относящиеся как к объективной действительности (физическим объектам, явлениям и процессам), так и к морали и нравственности. Религия определяет общность групп населения.
Религия в одном случае может объединять, в другом наоборот — разъединять индивиды, группы людей, различные общества и даже народы. Это объективно. Не всегда мы об этом говорим, соблюдая политкорректность, но это факт.
Весьма важным качеством, вытекающем из регулятивной функции религии является то, что с помощью норм религий и догм, могут регулироваться как отдельные поведения верующих, так и целые процессы в обществе. Иногда этой функцией религии пользуются субъекты радикальной, экстремистской и иной деструктивной деятельности, легитимируя отдельные антиобщественные поведения, якобы, в интересах определенной религии.
Лидеры деструктивных религиозных организаций, по-своему трактуя религиозные положения, способствуют, по меньшей мере, дезинтеграции людей, а иногда – межконфессиональной вражде и розни.
Поэтому, важно дальнейшее укрепление светскости государства, формирование общества с толерантным сознанием на основе новой культурной общности, почитающей свои исторические, национально-культурные, религиозные ценности, связывающие себя с казахстанским обществом и страной.
Конкретные меры предусмотрены в Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 – 2020 годы, утвержденной Указом Президента страны 20 июня 2017 г.
За прошедшие годы создана незыблемая основа сплоченности народа на основе уважения, взаимопонимания, толерантности и согласия. Во многом именно эти духовные скрепы стали основой формирования независимого Казахстана.
Б.Р. Шериязданов,
Институт истории государства,
КН МОН, к.п.н.