Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан. Социальные отношения, включая системы государственной службы, образования, культуры, спорта, здравоохранения, институты семьи и брака, а также другие сферы, относящиеся к компетенции государства, регулируются только законодательством страны.
Каким образом, принципы светскости реализуются в Казахстане:
В системе государственного управления и государственной службы.
Основной особенностью светского государства является отделение государства от религии и религиозных объединений. На практике это означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.
При этом представители религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью. Причем деятельность политических партий на религиозной основе и вовсе не допускается (Конституция РК, статья 5). Религиозные деятели могут участвовать в политической жизни лишь от себя лично как гражданин страны.
Государство реализует основную свою функцию — государственное управление, посредством властных полномочий (3 ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная).
В то же время, государство не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, особенно если это касается вопросов догматики, религиозных канонов.
Государство не вмешивается в определении гражданами своего отношения к религии и не допускает дискриминации по мотивам религиозного происхождения. Каждый вправе определять для себя ту религиозную веру, которую считает приемлемой или необходимой, либо считает себя неверующим.
Государство в лице государственных органов и государственных служащих, не могут принуждать, в какой бы то ни было форме, исповедовать или не исповедовать религию.
Судебная и законодательная системы страны свободны от влияния религий и религиозного суда. Религиозные установки, в том числе из священнописаний, не могут быть источниками права в Республике Казахстан. В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями. При этом может создавать условия для исключения возможности использования религиозных интересов в реализации государственных управленческих функций. Прежде всего, это касается фундаментальных государственных сфер, связанных с принятием политических решений, судебной, правоохранительной и правоприменительной системы, специальных служб, военных сил, образования, а также государственных секторов здравоохранения и социальной поддержки.
Таким образом, в сбалансированной системе государственной власти и управления не предусмотрена религия или ее представительства в лице религиозных объединений.
Законодательными актами предусмотрены положения, регулирующие светскость на государственной службе.
Согласно ст.10 пункту 5) Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственный служащий при осуществлении должностных полномочий должен быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений. При выполнении своих основных функций государственный служащий руководствуется этическими правилами поведения. В то же время, государственный служащий как гражданин вправе исповедовать любую религию, но при выполнении основных функций должен воздерживаться от открытой демонстрации своей религиозной принадлежности и пропаганды религии и религиозных идей.
Государственные служащие, при осуществлении ими своих полномочий должны строго руководствоваться нормами Конституции, законов, подзаконных актов Республики Казахстан, внутренними инструкциями и правилами. Религиозные предписания не должны браться за основу при принятии ими решений. Отправление религиозных обрядов, культовых церемоний и иных мероприятий, связанных с вероучением, не может проводиться в государственных органах или сопровождать государственную деятельность.
В то же время, государственные служащие должны проявлять такт и уважительное отношения к представителям религий, действующих в рамках установленных государством правовых норм, не должны проявлять пренебрежительность к представителям религий.
Светскость в системе образования и воспитания будущего поколения является весьма важным условием развития.
В Казахстане светский характер образования в государственных образовательных учреждениях закреплен в Законе РК «Об образовании». Так, согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 3 данного Закона в Республике Казахстан обеспечивается светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Это весьма важный момент, поскольку государство уделяет особое внимание процессу образования граждан. Ведь через систему образования, в конечном счете, закладывается будущее общества, которое, как и любое другое государство, Казахстан видит развитым, благополучным, единым. Для этого учащиеся, школьники, студенты образовательных учреждений, во всяком случае, находящиеся под прямым контролем и опекой государства, свободны от религиозных рамок, запретов и условностей. Они максимально открыты для получения широкого спектра знаний, для возможности общения с представителями различных культур и мировоззрений.
Религия же, как система обособленных мировоззренческих, идеологических и организационных ресурсов, способная составить альтернативу государственной системе, не всегда обеспечивает одинаковую свободу для всех.
Также Закон запрещает создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования. Такие субъекты не могут определять направление и характер образования детей. В п.4 ст.3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» указано, что «система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер».
Конституция РК гарантирует гражданам бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. При этом среднее образование является обязательным.
Согласно ст.22 Конституции РК каждый имеет право на свободу совести. В то же время осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством, в том числе по вопросам образования.
В соответствии с п.1 ст.35 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих. Однако такое воспитание не должно ограничивать права ребенка в получении обязательного образования.
В целом система образования в Казахстане строится на принципе светскости. Государство не вмешивается в воспитание детей родителями в соответствии с их убеждениями, но такое воспитание не должно угрожать безопасности, здоровью, ущемлять права и ограничивать ответственность граждан.
Светскость учитывается в системе здравоохранения.
Здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие блага и ценности. Сохранение жизни и здоровья граждан представляет собой неотъемлемое условие и составляет качественную сторону жизни общества.
Вопросы сохранения жизни и здоровья населения являются первостепенными задачами для любого государства, поэтому вопрос светскости в системе здравоохранения связан с необходимостью получения каждым гражданином полноценного медицинского обслуживания. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.
Принцип светскости в сфере здравоохранения закреплен как принцип уважения и защиты прав всех участников правоотношений, как врача, так и пациента. Данное положение регулируется Конституцией РК и Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Так, согласно п. 1 ст. 93 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинской помощи, в том числе по религиозным мотивам.
В то же время, ст. 94 Кодекса предусматривает оказание медицинской помощи без согласия граждан в случае прямой угрозы жизни пациента, психического расстройства (заболевания) и носительство заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Учитывая важность сохранения жизни и здоровья среди подрастающего поколения, законодательством страны предусмотрено оказание медицинской помощи несовершеннолетним либо недееспособным лицам, без согласия законных представителей.
На сегодняшний день увеличение количества отказов от получения медицинской помощи, в том числе от вакцинации по религиозным мотивам, приобретает форму социальной проблемы. В данном вопросе государством однозначно признается приоритет права человека на жизнь. Это доказывает и мировая пандемия, которая проходит сейчас и карантинные мероприятия, проводимые в Казахстане.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РК права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Необходимо отметить, что традиционные конфессии не запрещают и не ограничивают профилактику заболеваний, а наоборот призывают к бережному отношению к своему здоровью.
Светскость является нормой в культурной жизни казахстанцев.
Светское устройство государства способствует развитию культуры во всех ее направлениях, таких как искусство, поэзия, театр, литература, образование, архитектура и многое другое.
Основными принципами культурной политики Казахстана являются обеспечение свободы и равноправия в творческой деятельности, что благотворно влияет на динамику развития культуры, и обеспечивает в свою очередь гуманистическую направленность ее ориентации на общечеловеческие ценности.
Основным правовым документом, отражающим обеспечение принципа светскости в системе развития культуры, является ст.4. Закона РК «О культуре». Основными задачами государства является недопущение в области культуры пропаганды или агитации религиозного превосходства.
Культура Казахстана представляет собой уникальную модель эстетических ценностей полиэтничного казахстанского народа, выраженного в самобытных и разнообразных духовных и материальных формах.
Развитие культурной жизни страны способствует развитию современного казахстанского общества в целом. Высокий уровень развития искусства – показатель цивилизованности, светскости и международного авторитета республики.
Ну и наконец, важно соблюдать светскость в экономической сфере.
В Конституции в числе основополагающих принципов Республики Казахстан, наряду с общественным согласием и политической стабильностью, определено экономическое развитие на благо всего народа.
То есть в развитии страны, в том числе в экономическом его компоненте, не отдается приоритет какой-либо части народа по признаку религиозной, этнической или иной принадлежности. В регулировании экономических отношений Республика Казахстан ориентируется на развитии всего народа.
В различных религиях ценности и предписания в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом. В каждом религиозном учении своеобразно выражено отношение к богатству, деньгам, товарообороту. При всем разнообразии в религиях к экономическим отношениям, тем не менее, большинство религий осуждают излишества, в том числе материальное богатство.
Казахстан же ориентирован на стабильное экономическое процветание, поскольку сильная экономика является самым важным компонентом социального благополучия населения и стабильного процветания государства. При этом, светский характер нашего государства – это важное условие успешного инновационного и конкурентоспособного развития Казахстана, в том числе на платформе Единого будущего.
В сфере экономических отношений наша страна является полноправным членом признанных во всем мире всемирных ассоциаций и организаций, отношения с которыми основаны на принципах, сложившихся в международной практике.
Созданная сегодня в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.
В своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 02.09. 2019 года Президент Казахстана К. Токаев отметил: «Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов».
Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря неукоснительному соблюдению принципов светскости нам удалось сохранить целостность казахстанского общества в переломный для истории период обретения страной независимости и обеспечить стабильное ее развития.
И в будущем, светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития и процветания Казахстана.
Б. Шериязданов,
Институт истории государства,
КН МОН, к.п.н.
Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан. Социальные отношения, включая системы государственной службы, образования, культуры, спорта, здравоохранения, институты семьи и брака, а также другие сферы, относящиеся к компетенции государства, регулируются только законодательством страны.
Каким образом, принципы светскости реализуются в Казахстане:
В системе государственного управления и государственной службы.
Основной особенностью светского государства является отделение государства от религии и религиозных объединений. На практике это означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.
При этом представители религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью. Причем деятельность политических партий на религиозной основе и вовсе не допускается (Конституция РК, статья 5). Религиозные деятели могут участвовать в политической жизни лишь от себя лично как гражданин страны.
Государство реализует основную свою функцию — государственное управление, посредством властных полномочий (3 ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная).
В то же время, государство не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, особенно если это касается вопросов догматики, религиозных канонов.
Государство не вмешивается в определении гражданами своего отношения к религии и не допускает дискриминации по мотивам религиозного происхождения. Каждый вправе определять для себя ту религиозную веру, которую считает приемлемой или необходимой, либо считает себя неверующим.
Государство в лице государственных органов и государственных служащих, не могут принуждать, в какой бы то ни было форме, исповедовать или не исповедовать религию.
Судебная и законодательная системы страны свободны от влияния религий и религиозного суда. Религиозные установки, в том числе из священнописаний, не могут быть источниками права в Республике Казахстан. В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями. При этом может создавать условия для исключения возможности использования религиозных интересов в реализации государственных управленческих функций. Прежде всего, это касается фундаментальных государственных сфер, связанных с принятием политических решений, судебной, правоохранительной и правоприменительной системы, специальных служб, военных сил, образования, а также государственных секторов здравоохранения и социальной поддержки.
Таким образом, в сбалансированной системе государственной власти и управления не предусмотрена религия или ее представительства в лице религиозных объединений.
Законодательными актами предусмотрены положения, регулирующие светскость на государственной службе.
Согласно ст.10 пункту 5) Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственный служащий при осуществлении должностных полномочий должен быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений. При выполнении своих основных функций государственный служащий руководствуется этическими правилами поведения. В то же время, государственный служащий как гражданин вправе исповедовать любую религию, но при выполнении основных функций должен воздерживаться от открытой демонстрации своей религиозной принадлежности и пропаганды религии и религиозных идей.
Государственные служащие, при осуществлении ими своих полномочий должны строго руководствоваться нормами Конституции, законов, подзаконных актов Республики Казахстан, внутренними инструкциями и правилами. Религиозные предписания не должны браться за основу при принятии ими решений. Отправление религиозных обрядов, культовых церемоний и иных мероприятий, связанных с вероучением, не может проводиться в государственных органах или сопровождать государственную деятельность.
В то же время, государственные служащие должны проявлять такт и уважительное отношения к представителям религий, действующих в рамках установленных государством правовых норм, не должны проявлять пренебрежительность к представителям религий.
Светскость в системе образования и воспитания будущего поколения является весьма важным условием развития.
В Казахстане светский характер образования в государственных образовательных учреждениях закреплен в Законе РК «Об образовании». Так, согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 3 данного Закона в Республике Казахстан обеспечивается светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Это весьма важный момент, поскольку государство уделяет особое внимание процессу образования граждан. Ведь через систему образования, в конечном счете, закладывается будущее общества, которое, как и любое другое государство, Казахстан видит развитым, благополучным, единым. Для этого учащиеся, школьники, студенты образовательных учреждений, во всяком случае, находящиеся под прямым контролем и опекой государства, свободны от религиозных рамок, запретов и условностей. Они максимально открыты для получения широкого спектра знаний, для возможности общения с представителями различных культур и мировоззрений.
Религия же, как система обособленных мировоззренческих, идеологических и организационных ресурсов, способная составить альтернативу государственной системе, не всегда обеспечивает одинаковую свободу для всех.
Также Закон запрещает создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования. Такие субъекты не могут определять направление и характер образования детей. В п.4 ст.3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» указано, что «система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер».
Конституция РК гарантирует гражданам бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. При этом среднее образование является обязательным.
Согласно ст.22 Конституции РК каждый имеет право на свободу совести. В то же время осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством, в том числе по вопросам образования.
В соответствии с п.1 ст.35 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих. Однако такое воспитание не должно ограничивать права ребенка в получении обязательного образования.
В целом система образования в Казахстане строится на принципе светскости. Государство не вмешивается в воспитание детей родителями в соответствии с их убеждениями, но такое воспитание не должно угрожать безопасности, здоровью, ущемлять права и ограничивать ответственность граждан.
Светскость учитывается в системе здравоохранения.
Здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие блага и ценности. Сохранение жизни и здоровья граждан представляет собой неотъемлемое условие и составляет качественную сторону жизни общества.
Вопросы сохранения жизни и здоровья населения являются первостепенными задачами для любого государства, поэтому вопрос светскости в системе здравоохранения связан с необходимостью получения каждым гражданином полноценного медицинского обслуживания. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.
Принцип светскости в сфере здравоохранения закреплен как принцип уважения и защиты прав всех участников правоотношений, как врача, так и пациента. Данное положение регулируется Конституцией РК и Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Так, согласно п. 1 ст. 93 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинской помощи, в том числе по религиозным мотивам.
В то же время, ст. 94 Кодекса предусматривает оказание медицинской помощи без согласия граждан в случае прямой угрозы жизни пациента, психического расстройства (заболевания) и носительство заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Учитывая важность сохранения жизни и здоровья среди подрастающего поколения, законодательством страны предусмотрено оказание медицинской помощи несовершеннолетним либо недееспособным лицам, без согласия законных представителей.
На сегодняшний день увеличение количества отказов от получения медицинской помощи, в том числе от вакцинации по религиозным мотивам, приобретает форму социальной проблемы. В данном вопросе государством однозначно признается приоритет права человека на жизнь. Это доказывает и мировая пандемия, которая проходит сейчас и карантинные мероприятия, проводимые в Казахстане.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РК права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Необходимо отметить, что традиционные конфессии не запрещают и не ограничивают профилактику заболеваний, а наоборот призывают к бережному отношению к своему здоровью.
Светскость является нормой в культурной жизни казахстанцев.
Светское устройство государства способствует развитию культуры во всех ее направлениях, таких как искусство, поэзия, театр, литература, образование, архитектура и многое другое.
Основными принципами культурной политики Казахстана являются обеспечение свободы и равноправия в творческой деятельности, что благотворно влияет на динамику развития культуры, и обеспечивает в свою очередь гуманистическую направленность ее ориентации на общечеловеческие ценности.
Основным правовым документом, отражающим обеспечение принципа светскости в системе развития культуры, является ст.4. Закона РК «О культуре». Основными задачами государства является недопущение в области культуры пропаганды или агитации религиозного превосходства.
Культура Казахстана представляет собой уникальную модель эстетических ценностей полиэтничного казахстанского народа, выраженного в самобытных и разнообразных духовных и материальных формах.
Развитие культурной жизни страны способствует развитию современного казахстанского общества в целом. Высокий уровень развития искусства – показатель цивилизованности, светскости и международного авторитета республики.
Ну и наконец, важно соблюдать светскость в экономической сфере.
В Конституции в числе основополагающих принципов Республики Казахстан, наряду с общественным согласием и политической стабильностью, определено экономическое развитие на благо всего народа.
То есть в развитии страны, в том числе в экономическом его компоненте, не отдается приоритет какой-либо части народа по признаку религиозной, этнической или иной принадлежности. В регулировании экономических отношений Республика Казахстан ориентируется на развитии всего народа.
В различных религиях ценности и предписания в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом. В каждом религиозном учении своеобразно выражено отношение к богатству, деньгам, товарообороту. При всем разнообразии в религиях к экономическим отношениям, тем не менее, большинство религий осуждают излишества, в том числе материальное богатство.
Казахстан же ориентирован на стабильное экономическое процветание, поскольку сильная экономика является самым важным компонентом социального благополучия населения и стабильного процветания государства. При этом, светский характер нашего государства – это важное условие успешного инновационного и конкурентоспособного развития Казахстана, в том числе на платформе Единого будущего.
В сфере экономических отношений наша страна является полноправным членом признанных во всем мире всемирных ассоциаций и организаций, отношения с которыми основаны на принципах, сложившихся в международной практике.
Созданная сегодня в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.
В своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 02.09. 2019 года Президент Казахстана К. Токаев отметил: «Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов».
Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря неукоснительному соблюдению принципов светскости нам удалось сохранить целостность казахстанского общества в переломный для истории период обретения страной независимости и обеспечить стабильное ее развития.
И в будущем, светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития и процветания Казахстана.
Б. Шериязданов,
Институт истории государства,
КН МОН, к.п.н.