Своими мыслями о том, как меняются идеалы общества в ситуации, возникшей из-за мировой пандемии коронавируса, поделился кандидат исторических наук, эксперт в сфере религии Мирхат Мадияров.
— Уважаемый Мирхат Муратович, по мнению многих ученых на сегодняшний день во время пандемии коронавируса у людей происходит глобальная переоценка ценностей.
— Вы совершенно правы. На наших глазах уже происходит переоценка не только материальных, но и духовных ценностей. Интересно то, что в поисках извечных ответов, можно наблюдать следующее. Оказалось, что общество не так нуждается в футбольных, баскетбольных, эстрадных, голливудских, мордобойных «звездах». Нам всем сейчас крайне нужны врачи и медработники, педагоги, производители продуктов питания и товаров. Нам не нужны излишества, чтобы жить и быть благодарным за это.
Прав был наш современник Стив Джобс, точно передавший свои последние слова на смертном одре, которые проживут столетия:
«Имея деньги, вы можете нанять кучу людей, которые будут возить вас, делать что-то по дому или работе. Но никто не возьмет ваши болезни на себя. Постоянная гонка за наживой превращает человека в марионетку. Богатство, которое я нажил в своей жизни, я не могу взять с собой. Все, что я унесу с собой, — это лишь воспоминания, связанные с любовью. Неважно, сколько вам сейчас лет и чего вы добились. У нас у всех наступит день, когда занавес опустится вниз…».
Обществу необходимы не боевики, триллеры и ужастики с миллионными бюджетами, а нужны фильмы и другие произведения искусства, вселяющие веру, любовь ко всему, надежду, доброту, а самое главное – человечность.
— Действительно, люди, охваченные страхом перед опасностью коронавируса по другому взглянули на многие аспекты жизни.
— В первую очередь, конечно, в силу существования «чувств», природой заложенных в каждом из нас, страх имеет место быть. На сегодняшний день, настоящий, неподдельный страх охватил всех и каждого, не только в рамках нашего города или страны, а по всему миру. Страх вместе с переживаниями за народ, за близких людей, и надо признать, самое главное — за свою собственную жизнь.
Все прекрасно понимают, что вкус смерти, рано или поздно, почувствует каждый: в момент, когда появится ангел смерти по велению Создателя с намерением забрать душу очередного смертного человека.
Сталин говорил: «Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов – статистика». Миллионов нет, однако статистика ежедневных смертей по всему миру, исчисляющаяся тысячами, ежедневные устрашающие новости, кадры упакованных тел, и мощнейшая информационная атака, загнала жителей городов в свои «муравейники».
Спрятавшись в своих бетонных клетках, люди стали рассуждать о смысле этой бренной земной жизни, о простых радостях которые стали не доступны, ища ответы на многие свои вопросы.
Конечно, никто не спешит в иную вечность, однако, все мы когда-то пришли оттуда. В казахском языке есть слово, означающее «переход в иной мир», которое кратко и наилучшим образом описывает данное явление: «қайтыс болды, қайтты». Это значит «вернулся», что, в свою очередь, говорит о процессе движения, обратном пути.
— Каждый день из СМИ мы узнаем как люди, оказавшиеся в сложной ситуации, отказываются от потребительского мышления, стали больше помогать друг другу.
Простаивая длинные очереди в продуктовых магазинах и супермаркетах, уже совершенно под иным ракурсом осмысливаешь смерти мирных жителей Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии и других стран.
В момент, когда так близок голод и собственный страх вперемешку с ужасом охватывает тебя, невольно понимаешь и осознаешь, можно сказать, «примеряешь на себя» страдания миллионов людей, вынужденно бежавших со своих родных земель, уже вдоволь насмотревшись на потери своих самых близких, друзей, увидев смерть, страдания и мрак.
Смерть человека везде едина, одинакова: как и цвет крови – неизменно красный, вкус слезы – соленый, а плач и рыдания, исходящие от истинного горя – имеют схожий отголосок отчаяния в своем звучании.
Сидя днями, ночами, а далее и неделями, в своих «уютных» квадратных метрах, многие стали понимать ощущения осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, чувствовать их состояние. Они ведь тоже люди, и ведь не каждый из них — убийца, не каждый разбойник, и даже не настоящий насильник.
Человеческие души стали всей глубиной своего сердца лучше понимать наших братьев меньших, всю свою жизнь проводящих в тесных и мрачных клетках зоопарка. Для чего? Чтобы мы один-два раза в жизни могли показать своим отпрыскам этих несчастных, лишенных свобод без приговора суда. И все это только ради нашего высокомерного желания поглядеть на них и позабавиться.
— Верующие называют коронавирус божественным промыслом, уроком для человечества. Кроме этого во многих странах меняется отношение к верующим. С чем это связано?
— В большинстве случаев, в шутку употребляемые слова: «В падающем самолете атеистов не бывает!» — из нашей с вами жизни, сейчас. Тому яркое подтверждение — кадры неумело молящихся от страха людей, падающих ниц на асфальт в сытой Европе. Мы стали свидетелями кадров, когда врачи госпиталей с дрожащими протянутыми в небеса руками, просят Создателя о прощении и милости.
Молящиеся в этот тяжелый период задумались, что же они совершают. Молиться – от слова «мольба», «молить». Что, в свою очередь, означает «горячая, страстная просьба». Приходит неизбежное осознание того, что люди обращаются к своему Создателю, когда им тяжело, страшно. Они приходят к вере, когда о теряют надежду и боятся происходящего, когда они осознают свои грехи.
Меняется само отношение к верующим. Если раньше на верующего смотрели как на отсталого, ущербного и вбившего в свою голову непонятные «понятия» человека, то теперь общество пришло к пониманию того, что корень слова «верующий» – «Вера».
Он отличается в своих убеждениях и уверовал, что есть Создатель всего существующего, всего нас с вами окружающего. Верующий верит в Пророков, Ангелов и священные книги. Он всегда понимает, что все хорошее и плохое от Всевышнего. Знает, что после смерти есть жизнь и Судный День, когда каждый из нас будет спрошен Творцом, за свои деяния в земной жизни.
Вспомните, принятый закон о запрете ношения женщинами «покрывала» — «буркуни» на пляжах Франции (на тюркском «буркену» — «прикрываться»). Наверное, авторы законы даже не могли предположить, что наступит период, когда пандемия заставит не только одеть медицинские шапочки, но и прикрыться людей полностью как астронавты.
— Вы очень хорошо сказали о том, что мусульмане философски относятся к трудностям, болезни и даже смерти. Наверное, находясь на карантине из-за ситуации с коронавирусом люди получили возможность взглянуть на себя критически, измениться.
— Да, безусловно. Вместо чувства всемогущества, хвастовства и кичливости: «Я пою! Не боюсь катастрофы! … Земля, поклонись человеку!», оказывается мы должны повторять мудрые слова Абая: «О, великий мир, посмотри на меня! Я пылинка твоя …».
Наконец-то, пришло понимание того, что Земной шар, оказывается – всего лишь шарик, пылинка во Вселенной. Подобные глобальные явления, пандемии и катаклизмы, заставляют людей оставить мысли о своем могуществе, властолюбии, наказании, славе, победе и гордости.
Перед лицом опасности мы получили огромное благо, стали больше подумать о человеколюбии, доброте, благотворительности, милосердии… Планета очищается, как и наши сердца. Впрочем, это уже другая, не менее важная тема…
— Спасибо Вам за содержательную беседу!
Kazislam.kz