Заместитель руководителя отдела «Шариата и фетв» Духовного управления мусульман Казахстана Хасан Аманкулов рассказал, в каких случаях религией разрешено многоженство.
— Уважаемый Хасан устаз, на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых тем в интернете — многоженство в Исламе. Почему в Исламе разрешено брать до четырех жен?
— В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (Сура Ан-Ниса’, аят 3).
В данном аяте Всевышний Аллах указал границы дозволенного в вопросе многоженства. Ведь в те времена в обществе царили беззаконие и несправедливость по отношению к одиноким, обездоленным женщинам, которых использовали, бросали и т.д. Мы должны понимать, что Коран и вообще Ислам были ниспосланы к нам от Аллаха в седьмом веке.
Нужно отметить, что многожёнство не пришло в мир с приходом Ислама. Многожёнство было до нашей религии в арабских и других странах, многих обществах среди других национальностей. К примеру в хадисе сказано, что один человек до прихода в Ислам имел десять жен. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему «Оставь четверых, а остальных отпусти» (аш-Шафии, ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Из истории мы знаем, что Чингизхан имел тысячи жен. Как он мог справедливо всех наделить своим вниманием и заботой, если не знал даже имени многих? Чем больше жен, тем меньше там справедливости, поэтому в Исламе не разрешалось более четырех жен. Чем больше жен, тем труднее создать им всем условия и труднее их окружить заботой и вниманием. Зная об этом, Всевышний Аллах сказал мужчине, что если не можешь справедливо относиться к четырем женам, то бери троих, если не можешь быть справедливым с тремя, бери двоих. «…Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами» (Сура Ан-Ниса’, аят 3).
— Для светского человека, конечно, не совсем понятен смысл аята о четырех женах.
— Да, некоторых людей это пугает. Как можно быть с рабыней, это же не справедливо и жестоко, удивляются они. Но ведь это было в седьмом веке. До прихода Ислама было время рабства, войн. Ислам как раз таки стал религией, которая боролась с рабством. Во-первых, в качестве наказания хозяина освобождали его рабов. Если он нарушил законы Ислама, либо не сдержал слово, то его рабам даровали свободу. Такие правила были установлены в борьбе против рабства. А вот рабы под покровительством мусульман жили очень хорошо. По отношению к этим рабам не совершалось никаких злодеяний и насилия. Чем быть в руках у плохого человека или быть бродягой, конечно, рабам хотелось попасть в руки мусульманина. Это означало, что ты в дальнейшем сможешь обрести свободу. У рабыни, родившей ребенка хозяину, повышался статус. Ее уже нельзя было продавать. Хозяин обязан был создать ей условия и заботиться о ней. Ислам способствовал установлению справедливости в обществе и воспитанию мусульман. Так, всего одним аятом Всевышний Аллах решил множество проблем.
— Люди с европейским мышлением считают религию Ислам несправедливой в вопросах многоженства.
— Действительно, для Европы многоженство не приемлемо по их природе и менталитету. Возможно, это еще связано с их социальными условиями проживания. Надо принимать во внимание и условия народов, проживающих в других странах. Например, менталитет людей из таких жарких стран, как Африка, их природа и происхождение значительно отличаются от остальных. К примеру, мужчины, проживающие на юге, бывают крепкими и сильными. Возможно, одной женщиной они не могут ограничиться в жизни. Это может стать причиной для совершения грехов. Поэтому Всевышний Аллах, принимая во внимание такие вот обстоятельства, по шариату мужчинам с крепким сложением, сильным духом, здоровым телом, живущим в достатке и умеющим справедливо заботиться о женах, разрешил брать двоих, троих, но не более четырех жен.
— А в каких случаях было разрешено многоженство у казахов?
— Многоженство у казахов, в первую очередь, связано с благородной традицией «аменгерлик», согласно которой овдовевшая женщина выходила замуж за одного из братьев своего супруга. Одной из причин многоженства в традиции казахов были войны, когда многие мужчины погибали. В аулах оставались одни женщины и очень мало мужчин. Для того, чтобы сохранить свой род, нацию, увеличить число детей — защитников Отечества, разрешалось многоженство, чтобы взять под опеку вдов и сирот. Были также случаи, когда в отличии от мужского пола женщин рождалось больше.
Следует отметить, что во все времена смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Такие экстремальные случаи, как войны, торговля на улице, аварии забирают в основном жизни мужчин. К пятидесяти, шестидесяти годам число мужчин идет на убывание, а число женщин соответственно увеличивается.
Кроме того, кем является мужчина? Мужчина по нашим понятиям – добытчик, это тот человек, который должен создавать условия своей семьи, обеспечивать всем необходимым, жильем, одеждой и едой. Он должен заботиться о всех членах семьи. Но, к сожалению, в наше время ни для кого не секрет, что таких ответственных, заботящихся о семье образцовых мужчин становится все меньше. Многие мужчины не собираются брать на себя ответственность и не создают семьи.
— В каких еще случаях дозволено брать вторую жену по Исламу?
— Есть случаи, когда семейная пара не может иметь детей. Получили заключение врачей, что супруга бесплодна, не бросать же ее. Супруги уже привыкли друг к другу, прожили уже много лет, вместе ждали ребёнка, у них большая любовь. Но ведь любому мужчине нужно продолжение своего рода. В этом случае единственно правильным решением будет взять вторую жену. Исходя из таких соображений, в Исламе было разрешено многожёнство. Кроме этого существуют еще другие причины разрешения в Исламе множества.
— В современном обществе не все мужчины правильно понимают, что значит разрешение иметь несколько жен в Исламе. А некоторые стали называть своих любовниц вторыми женами – токал.
— Безусловно, с точки зрения религии неправильно меть любовниц и называть их «токал». В данном случае произошла подмена понятий. В Исламе могоженство разрешено, поэтому мы не обсуждаем это. Но не следует понимать разрешение, как обязанность. При этом нужно учитывать различные обстоятельства людей.
На сегодняшний день многоженство не утверждено законодательно. Если мужчина хочет взять вторую жену, его не регистрируют в ЗАГСе, так как у него есть законная жена. Да, сейчас многие люди в обществе выступают против регистрации второй жены. Но с другой стороны запретами мы открываем возможности для мужчин заводить незаконных любовниц-«токал» на стороне от семьи. К сожалению, таких людей сейчас не мало. Берут женщину, разводятся с ней, берут другую и т.д. Нет никакой ответственности.
К нам поступает очень много вопросов о семейной жизни, при чем 60-70% проблем возникают именно из-за незаконного супружества. Очень много разводов, конфликтов по различным причинам. Отцы не выплачивают алименты собственным детям, никак не помогают женщине. Все это происходит потому что нет регистрации брака и не предусмотрена ответственность. Мужчины делают, что вздумается, дают «талак», могут и не дать и т.д. Страдают дети, мучаются женщины. В связи с этим необходимо рассмотреть, каким образом можно узаконить отношения со второй женой, потому что появится ответственность мужчин перед женой.
— Какая ответственность должна быть у мужчин перед второй женой?
— В случае, если он разведется со второй женой, то предстоит раздел имущества. Таким образом, мужчина много раз подумает, прежде чем заводить вторую жену. Каждый будет принимать решения только по мере своих возможностей. Не принимая такой закон, мы вынуждаем женщин и детей оставаться жертвами неправильных браков. Ведь ни они, ни их дети никак не защищены законом. Если это будет принято законодательно, то отношения станут открытыми, на мужчину возлагаются обязанности.
К вопросу разводов также будут приняты строгие условия. Кроме того, наверное, нужно обязать мужа создать для обеих жен и детей все необходимые условия ждя жизни, обеспечить жильем и т.д. Возможно, первая супруга должна дать письменное согласие на регистрацию брака со втрой женой. Законом должны быть защищены права и первой, и второй жены.
— Не пострадает ли от этого институт семьи, ведь мы светское государство?
— Выше мы говорили лишь о тех людях, которые уже заводят семьи на стороне. Ни как не регистрируя их отношения, мы закрываем глаза на очень страшные проявления беззакония по отношению к женщинам и детям. Повторюсь, что многоженство – это не обязанность, а дозволенный путь решения проблем общества. Это, скорее исключение из правил, а не обязательное требование.
Причина по которой берут вторую жену в Исламе – это защита прав детей и возможность взять под свою опеку нуждающихся женщин. Прежде чем принять решение о второй жене мужчина должен глубоко задуматься, сможет ли он проявить справедливость в отношении обеих жен. Потому что главное условие – одинаково справедливое отношение ко всем женам. Не каждый может выдержать такое требование. Мужчина, решившийся взять вторую жену, должен понять, что токал – это, не прихоть, а, прежде всего, огромная ответственность в обоих мирах.
— Спасибо, устаз, за содержательную беседу!
Kazislam.kz
Добрый день! Вопрос актуальный, но считаю, что на третий вопрос особенно ответ дан абсолютно некомпетентно. Человек данного уровня мог бы дать более четкое обоснование, но никак не примитивщину. Пример ответа можно посмотреть у доктора Закир Найка.