Сегодня редакция беседует с Романом Буркашем, который исследует мировое искусство, в частности, кино и его влияние на личность. В данном случае на верующих мусульман, которые через свою призму жизни и опыта по особому воспринимают киноискусство.
— Роман мырза, мы знаем, что полгода назад Вы вернулись с учебы в Турции, где четыре года обучались в Высшей религиозной академии «Хасеки» по направлению Духовного управления мусульман Казахстана. Расскажите чем Вы занимаетесь сейчас?
— В данное время мы работаем над проектами, развивающими религиозную педагогику. Можно сказать, это совершенно новое направление для нашей страны. Ведь у нас очень мало литературы, аудио, видеоматериалов воспитательного характера для верующих. К примеру, в профилактике суицида мы не можем продолжать запугивать людей мучениями ада, как несколько веков. Необходимо уже отходить от старых методов.
В чему приводит отсутствие единой религиозной педагогики? Во-первых, к спорам и разногласиям среди мусульман. Во-вторых, ученик, обучающийся религии у устаза, не владеющего методами религиозной педагогики, может стать агрессивным. Думаю, вы встречали таких людей, которые в любом вопросе делают резкие выводы, мыслят определенными шаблонами, называя харамом или халалом. Из-за этого у них возникают разногласия с обществом, несовместимость с реальностью, непонимание в родными. Так, отсутствие религиозной педагогики может привести к радикализации человека.
С чего должно начинаться религиозное образование в медресе, университете или обучение рядового верующего? С духовных знаний, намаза или понимания смысла мирской жизни? На данные темы также книг немного. Поэтому нам необходимо на академическом уровне развивать такие науки, как религиозная социология, религиозная педагогика.
Наши слабые стороны в этих сферах особенно бросается в глаза, когда находишься в таких мусульманских странах, как Турция. Ведь там работа исламоведов, ученых, религиозных деятелей поставлена на высоком системном уровне.
— Что наиболее актуально на Ваш взгляд для нашей сферы религии? Какое направление необходимо развивать?
— В религиозной педагогике есть множество отраслей: разъяснительная работа исламоведа, консультации психолога, социолога и др. Мы взяли лишь одно направление — Кинотерапию. Дело в том, что религиозные, человеческие ценности можно донести с помощью искусства кино. На сегодняшний день существует много разных фильмов. Есть хорошие смысловые фильмы снятые, например, в Иране в Европе, Корее, Турции и др. Если их показывать в одно установленное время, всего лишь с помощью пяти фильмов можно пробудить патриотизм и любовь к Родине. Или с помощью четырех фильмов донести основные особенности нашей религии. Составляющей кинотерапии являются не только фильмы, но и тематические материалы, связанные с этой темой: книги, статьи, истории. Мы это предлагаем для семейного просмотра, детям и их родителям.
— С кем Вы работаете в над проектом, участвуют ли в нем специалисты сферы кино?
— Вместе с теологами в нашем проекте принимают участие и выпускница Университета Анкары в сфере кинематографии Мадина Бауыржан. Почему выбрана именно кинотерапия? Кинотерапия очень важна, так как виртуальная реальность посредством сотовых, телевизора, компьютеров уже стала частью нашей жизни. Все мы смотрим фильмы, и ваш маленький ребенок, и вы сами. Почему бы не извлечь из этого пользу? Безусловно, лучше смотреть познавательные фильмы с правильным с воспитательным сюжетом. Есть очень сильные фильмы, просмотр которых можно приравнять к прочитанной книге. Смысл некоторых вещей, который не смог донести теолог, иногда лучше может донести автор того или иного произведения.
— Зрители в процессе просмотра фильмов впитывают определенные духовно-нравственные ценности?
— В своей деятельности мы не снимаем фильмы. Мы изучаем какие фильмы можно применять максимально эффективно и используем их в работе. В жизни государства есть сфера идеологии. Группы специалистов работают над тем, как донести те или иные идеи в массы посредством кинофильмов. Вот покажем данное кино обществу и через несколько лет мы сможем добиться таких-то результатов, говорят они. За счет показа кино можно добиться серьезных изменений в обществе.
Взять к примеру, фильмы, которые оказывают плохое влияние на общество. К сожалению, таких фильмов очень много. К примеру, лет десять назад в России была поймана преступная группировка. Группа состояла из трех-четырех человек. На следствии они давали показания. Когда у бандитов спросили их имена, главарь банды назвался именем героя известного нам фильма Саши Белова. Группа называлась «Бригада». Так и представились. Это о чем говорит? Вспомните модный в те времена сериал «Бригада». Многие из нас смотрели с интересом данный фильм про мафию. Так вот реальные бандиты настолько были впечатлены этим сериалом, что даже взяли себе имена из фильма. Даже свои преступления планировали в точности по сюжету кино. Сам образ бандитов, стиль одежды, даже жаргоны были также скопированы из этого фильма. Данная реальная история показывает, какое огромное влияние оказывают фильмы на сознание людей и насколько серьезно нужно подходить к репертуару фильмов, которые смотрят наши дети, молодежь. Ведь фильмы формируют определенные идеалы в обществе.
— Расскажите подробнее как удается достичь нужного эффекта при показе фильмов?
— Влияние кино на сознание человека я бы объяснил так. К примеру, возьмем один кадр из памятных фото, посмотрим на него. Какие у вас возникают ощущения и воспоминания глядя на это изображение? Если это семейное фото, то память может воспроизвести много прекрасных моментов из прошлого. Возможно, это целая гамма эмоций и чувств, которые невозможно выразить словами. Это результат просмотра всего лишь одного фото. А если взять видео, в котором за одну секунду показывают 24 кадра, то сами понимаете, что даже речи о сравнении не может быть. Кроме этого к кадрам видео добавляется музыка, слова актеров. И все это дает колоссальный эффект для зрителя. Другие страны давно этим пользуются не только для развлечения, а используют, как пособие в воспитательном процессе.
Данное направление очень развито в Америке, России, Турции. С помощью кино там занимаются воспитанием, родителей, учителей и школьников. По окончании карантина мы собираемся выехать в Турцию на семинар. Это практикуется и в Европе, религиоведы, социологи, психологи проводят семинары организуют разъяснительную, познавательную работу с через кинофильмы. На данных встречах мы перенимаем самый передовой опыт в области религиозной педагогики.
— Используются ли фильмы в работе по дерадикализации граждан, вернувшихся с зоны боевых действий в Сирии?
— Безусловно. Это одно из приоритетных направлений в нашей деятельности. Расскажу об одном случае. Психолог проводила работу с женщинами, возвращенными из зоны боевых действий в Сирии в ходе спецоперации «Жусан». Для работы с ними были приглашены теологи, психологи, религиоведы. Теологи читали для них лекции, разъясняли ценности, прописанные в хадисах. Конечно, удалось достигнуть определенного эффекта, но от каждодневной лекции теолога человек тоже устает. И тогда психолог показала женщинам казахстанский фильм Акана Сатаева «Анаға апарар жол» о любви к Родине, к матери, к родной земле и родному дому. Красивый получился показ. Посмотрев такой фильм женщины, вернувшиеся из Сирии, расплакались, начали раскаиваться, сожалеть о том, что совершили ошибку. «Мы были не правы»,- говорили они. Эффект был сильнейшим. После этого мы еще раз убедились, что через кино можно получить желаемые результаты в воспитании. Сейчас мы разрабатываем концепцию своей дальнейшей деятельности. У нас на данный момент есть ряд поучительных фильмов на различные темы для школьников, учителей, для жертв деструктивных течений и для простых мусульман. Пишем определенные недельные семинары. Двухнедельный семинар, включающий в себя три фильма. К примеру, для учителей четырехнедельный семинар. В ходе семинара вместе с участниками просмотрим четыре фильма и будем их анализировать. Там будут подниматься вопросы: «Каким должен быть учитель? Какая у него ответственность? Чем он должен руководствоваться при воспитании детей?» и т.д. Фильмы будут тематическими, рассчитанными на определенные аудитории.
— Проводите ли Вы работу с людьми, отбывающими срок в исправительных учреждениях. Для них, наверное, особенно будут интересны встречи с Вами?
— Да, безусловно. Как исламовед я разрабатываю программы работы с приверженцами деструктивных течений. Мы составляем план работы семинара, подбираем наиболее подходящие фильмы для определенной аудитории. Для нас важно подобрать самые подходящие фильмы, которые могут изменить сознание бывшего радикала. К примеру, мы приезжаем к осужденным, садимся с ними в зале, включаем кино. Но перед показом всегда небольшое предисловие. Рассказываем о режиссере, о фильме. После показа фильма в обязательном порядке делаем опрос, выслушиваем мнение каждого зрителя. При необходимости их рассуждения дополняем сами. Одно дело, когда смотришь кино, а другое дело, когда его анализируешь. Мы уже предлагали свою помощь специалистам городов Актау, Атырау. Предложили им свои проекты по работе с представителями деструктивных течений, в частности, салафизм. Мы уже накопили достаточно интересный опыт по дерадикализации террористов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Также мы готовы проводить свои семинары и в мечетях для обычных мусульман по разъяснению ценностей традиционного ислама. Вместе мы можем добиться многого с помощью силы искусства.
— Спасибо за интервью и удачи Вам в Вашей интересной деятельности!
Kazislam.kz