Руководитель социальной мастерской «Green Tal» Эмин Аскеров, развивающий предпринимательство среди социально уязвимых слоев населения (инвалидов, выпускников из детских домов, матерей-одиночек, бывших заключенных), рассказал о своей деятельности и поделился своими мыслями о религиозной практике казахстанской молодежи.
— Эмин, к сожалению, в связи с распространением коронавируса многие организации стали закрываться на время карантина. Какие изменения произошли в Вашей работе?
— Конечно же, очень печально, что некоторые наши соседи закрываются. Но мы на полном позитиве! Сейчас мы открыли новое направление — социальное кафе. «GreenTAL FOOD»» перешел на производство полуфабрикатов. Пицца, вареники, пельмени, торты, пироги и десерты. Снабдили имиджевыми масками сотрудников, одели на всех перчатки и дезифинцируем помещение регулярно. Пользуясь случаем, хочу призвать всех казахстанцев объединиться, поддерживать друг друга и не поддаваться упадническим настроениям и панике. С помощью Аллаха с.т. мы проедем и это испытание!
— Эмин, уже пять лет вы активно развиваете проекты социального предпринимательства в масштабах всей страны, делитесь опытом с казахстанскими и зарубежными бизнесменами. Вы берете на себя ответственность по решению проблем социально уязвимых категорий людей. Откуда у вас такое стремление к совершению благих дел?
— Наверное, это заложено в наших генах, моя мама — социальный работник. Всю жизнь посвятила себя тому, что занималась занятостью социально-уязвимых категорий населения. Она была руководителем районного собеса, курировала различные села. Естественно, сама среда в селе, зачастую, бывает ниже среднего уровня, а это были 2000-ые годы. Тогда не выдавали зарплату, отключали свет и т.д. И маме приходилось решать сложнейшие вопросы. Основное зерно в мое подсознание было заложено тогда, когда я вырос на этих рассказах, наблюдая за работой мамы, слушая ее рассказы. Она всегда говорила, как очень важно помогать тем, кто в этом нуждается. И когда встал выбор специальности, я решил пойти по маминым стопам.
По специальности я — социальный работник. Но лишь спустя 14 лет, я только понял, что это мое призвание. За эти годы я работал во многих местах, но в 2015 году решил себя полностью посвятить этому делу. Конечно, до этого я тоже много занимался благотворительностью, возил еду, одежду, помогал нуждающимся семьям. Но в конечном итоге понял, что важные проблемы этих людей я не решаю. И встал вопрос о системности. А системность, это как раз таки развитие предпринимательства. Мы не даем рыбу, мы не даем даже удочку. В социальном предпринимательстве, мы учим людей, делать эти удочки.
Я считаю, что это самый главный навык, который может пригодиться любому человеку в жизни, особенно — социально уязвимому гражданину. Потому что, обладая необходимыми навыками, умением делать удочки, он может везде ее себе соорудить, ну и естественно и прокормить себя. Вот по этим самым замыслам, наша мастерская и работает.
— Мы знаем, что на сегодняшний день у вас трудятся более 60 сотрудников, тридцать семь из которых относятся к социальной категории. Ваш опыт стал образцовым примером для других. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих проектах.
— Мы бесплатно обучаем и трудоустраиваем людей, которые проявляют инициативу, свои способности и стремление трудиться. В рамках нашей мастерской, существует много разных направлений: столярный, швейный цех, сварочные услуги, одним словом, все для развития прикладных навыков. Обязательный акцент делаем на социальной категории. Этим я занимаюсь уже почти пять лет. За это время мы обучили более 700-человек. Наш опыт заинтересовал власти. Так меня назначили амбассадором общенационального проекта «Birgemiz Bilim», который я презентовал главе нашего государства. Аппарат президента утвердил протокол о том, чтобы министерство труда, реплицировало наш опыт в регионы Казахстана. И мы сейчас начали создавать филиалы в других регионах на основе нашего опыта.
Мы занимаемся трудоустройством абсолютно всех людей из социально уязвимых категорий. Это бывшие осужденные, матери-одиночки, многодетные матери, малообеспеченные, выпускники детских домов и инвалиды всех категорий. Последние несколько лет трудоустраиваем инвалидов с такими ментальными нарушениями здоровья, как шизофрения, аутизм, умственная отсталость.
— В последнее время вы стали больше времени уделять тренингам и обучению.
— Два года тому назад я создал школу, потому что понял, что пора делиться опытом с единомышленниками. Максимум, что мы можем, допустим, это трудоустроить 50 человек, а дальше — сложнее. Но если я обучу новых 50 социальных предпринимателей, и каждый из них трудоустроит по 50 человек, то мы можем добиться колоссального эффекта в прогрессии. Поэтому сейчас делаю сильный упор на то, чтобы взращивать единомышленников, передавать им весь свой наработанный опыт. Очень рад, что появилось большое количество последователей, которые читают меня в Фейсбуке, наблюдают за нами и тоже заинтересованы встать на данную тропу, чтобы вместе с нами совершать добрые дела систематически.
— Вы активно занимаетесь благотворительностью совместно с государственными органами. К сожалению, сейчас растет число молодых людей, которые предпочитают отделяться от общества, часами читать проповеди, чем служить служить общему государству.
— Ну, в первую очередь я считаю, что мусульманин не должен судить никого, поэтому не могу говорить за тех, кто совершает подобные действия. Но я считаю, что, в первую очередь, вера должна выражаться не только в том, что ты читаешь пятикратный намаз, но и в других благородных поступках. Есть такое выражение: «Ближе к Аллаху не тот, кто пять раз в день намаз читает, а тот, кто совершает добрые дела». Поэтому, конечно, стараемся, совершать побольше добрых дел. Могу сказать, что наш пример оказался настолько заразителен, что к нам начали присоединяться и верующие ребята – в основном представители традиционного мазхаба. Они приходят ко мне и говорят: «Мы с тобой хотим соревноваться в добрых делах. Поэтому дай нам возможность где-то проявить себя, показать свои способности и приложить усилия». Вот такие есть приятные моменты, связанные с нашей деятельностью. «Жақсылықта жарысайық» — это становится девизом нашей совместной деятельности.
— Некоторые молодые люди ищут информацию о религии в интернете. Где вы посоветуете брать религиозные знания молодым людям, которые интересуются Исламом?
— Да, однозначно, я считаю, что каждый человек, ступающий на тропу Ислама, должен в первую очередь находить себе духовного наставника, который находится в мечети — храме Аллаха. А это, в первую очередь, имамы Муфтията, которые получили профессиональное обучение, имеют квалификацию. Я считаю, что именно они могут давать правильное разъяснение о вероисповедании. Поэтому, каждый, кто хочет научиться поклонению, заняться воспитанием нрава по Исламу, должен, в первую очередь, прийти в ближайший дом Аллаха и познакомиться с имамами, чтобы получить от них истинные знания в сфере религии.
— Как активный пользователь вы, наверное, замечаете споры о религии, которые ведут некоторые мусульмане в социальных сетях. Участвуете ли вы в спорах?
— Ну, я считаю это однозначно неправильное поведение. И здесь как раз таки надо комплексно подходить к тому, чтобы в первую очередь, наставлять их на правильный путь и не позволять, кому-то вестись на их мнение. Поэтому, здесь очень важна поддержка и со стороны гражданского общества, и со стороны государства, которое бы вело одну взаимную политику касательно развития Ислама. Важно, чтобы религиозные лидеры имели возможность чаще разъяснять предписания традиционной религии для молодежи. Ведь молодые люди зачастую, как чистый лист бумаги, на котором можно сделать любую запись. Поэтому очень важны наставничество и поддержка взрослых и мудрых людей. В духовных вопросах однозначно нужно следовать за имамами и не поддаваться на провокации тех, кто сеет смуту вреди верующих из-за своих заблуждений или корыстных интересов.
— Эмин, наверное, Вас можно назвать мусульманином – практиком, который живет по законам добра в Исламе.
— Спасибо. Да, в завершение, хотелось бы сказать, что я не фанат религии, но при этом придерживаюсь определенных принципов и законов, которые описаны в Исламе. Например: не врать, не воровать, соблюдать основные принципы религии. Ну и самое главное — как можно больше совершать добрых дел, быть примером и делать это искренне, от души ради Аллаха, а не ради повышения своего имиджа.
— Спасибо за содержательное интервью, успехов Вам в Ваших добрых делах!
kazislam.kz