— Уважаемый Жанбота Жолдасович, я знаю вы были в научной стажировке в Европе, поделитесь пожалуйста с нашими читателями вашими мыслями, впечатлениями, опытом и видением ситуации в т.ч. религиозной сферы.
— Спасибо. Да, в рамках магистерской стажировки по направлению ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, а именно кафедры регионоведения, в течение 2-х недель я был в Европе, в частности большую часть во Франции, посетил также Голландию. Знакомились с европейской культурой, различными сообществами, научными работами в области регионоведения, политологии, международных отношений. В целом было очень интересно видеть, как живут и работают европейцы, преодолевают различные проблемы, сосуществуют с прибывшими мигрантами, развивают свою науку, туризм, инфраструктуру и экономику.
Лично для меня открылись новые грани того, чего я не хотел бы видеть в Казахстане и того, что я непременно желаю, чтобы мы достигли.
Первое, что бросается в глаза – это их толерантность!
Именно толерантность европейцев к другим нациям, к носителям других религии делает Европу великой и интересной. В Старом свете, вы можете видеть практически все мировое сообщество в микромасштабе понимающего друг друга без каких-либо сложностей и предвзятостей.
Второе – это развитость университетов, туризма и транспортной инфраструктуры.
Третье – это четкая работа всех коммунальных и социальных служб, обеспечивающих хороший сервис для населения и гостей страны.
Но есть и проблемы – важнейшая экологическая, млн.тонн мусора и отходов в больших городах. Вторая, по моему мнению, это социализация беженцев и мигрантов. Гражданские войны в Сирии, Ливии, Нигерии и др., странах Африки и Востока заставили сотни тысяч людей искать убежище в благополучной Европе.
И третьи ранг проблем — это молодежь, которая практически предоставлена сама себе и ведущая не очень хороший образ жизни, т.е. легализованная наркомания в частности большое потребление марихуаны, алкоголя и хипстерство, которое отключает коллективную сплоченность и переживания за общество и государство.
Это думаю самые главные негативные производные от глобализации и высокого уровня социальной жизни.
— Весьма интересный взгляд. Но все-таки ближе к нашей теме, как обстоят дела у мусульман в Европе? Как решается вопросы мусульман, проблемы радикализма и экстремизма в мусульманских общинах?
— Да. Прежде чем ответить на этот вопрос надо расставить некоторые акценты. Мусульмане в Европе давно и это закономерность.
Бывшие колониальные державы и их метрополии даже с обретением независимости стран Африки и Азии всегда взаимодействовали с бывшими оккупированными странами, имеют бизнес и другие дела, и мусульмане в широком контексте присутствуют в Европе уже в 3-4 поколении, в основном это арабы, африканцы, пакистанцы и турки, которые составляют ядро мусульманских сообществ, в меньшей степени есть индонезийцы, малазийцы и др. азиатские нации т.е. в принципе не более 3-8% от общего числа населения в западно-европейских странах.
Ислам является второй крупнейшей религией в Европе после христианства и это радует.
С 1950-х годов мусульмане Европы построили множество мечетей и исламских центров, для соблюдения выполнения своих религиозных обязанностей и проведения различных культурных, благотворительных и образовательных мероприятий.
Например, Амстердаме имеется сейчас более 30 мест, где мусульмане молятся и получают начальное духовное образование.
Я посетил мечеть «Айя-София» (Нур) и молельный центр «Эль-Таухид», где поговорил с имамами и местным мусульманами. Никаких притеснений мусульман нет, официальные власти содействуют развитию мусульман и интеграцию их в европейскую семью. Например, турецкое сообщество как Диянет «DİTİB» и «MilliGörus» патронирующее мусульман также помогает обучению детей религии и правильному пониманию Ислама с раннего возраста.
До 5 класса с детьми в мечетях занимаются женщины-устазы, а после 5-го мужчины, которые дают азы религии, тажвида и разъясняют национальную культуру, историю и правила поведения в обществе. Дети мигрантов изучают как культуру родителей, так и культуру европейской страны проживания. Очень интересный симбиоз.
Наличие развитых мусульманских ассоциации показывает, что насколько ими много проделано работы, чтобы помочь интегрироваться мусульманам в Европе и решать общеевропейские мусульманские проблемы, не вызывая исламофобии среди других верований.
Что же касается т.н. салафитов, и других радикалов, то местные мусульманские общины не хотят с ними иметь никаких дел, самые радикальные также, как и у нас выехали в Сирию и Ирак, оставшимся проповедовать не дают, за этим строго следят имамы и местные муниципалитеты (акиматы).
Европейцы не сильно спешат возвращать выехавших граждан, и тех кто хочет вернуться опять в страну.
Также сейчас Парламентской ассамблеей Совета Европы рассматривается вопросы о блокировании т.н. «хавалы» нелегального финансирования радикалов и других криминальных элементов.
Еще бывает муниципальные власти осуществляют различные проверки, но мечети обязательно предупреждаются, если в ходе проверок найдут незаконные проповеди или финансирование, то этого имама отстранят по согласованию с курирующей ассоциацией или же депортируют на историческую родину.
Т.е. мы видим, что и большая часть мусульманского сообщества, и местные власти, каждый со своей стороны принимают различные меры, чтобы не было одурманенной псевдорелигиозными идеями молодежи совершающие преступления на религиозной почве и это правильно.
Как и в Казахстане ими принимаются и реализуются комплексные меры по противодействию экстремизму и терроризму. Опыт нашей страны в проведении дерадикализации граждан, социализации бывших осужденных, регулировании финансовых потоков для предотвращения поддержки экстремистов и т. д., только сейчас реализуется европейцами.
— Вы прочувствовали европейские мусульманские общины и в целом увидели европейскую жизнь. По вашему мнению, что помогает им успешно развиваться и решать проблемы и в области религии. Как политолог скажите, пожалуйста, что Казахстан должен учитывать в своём стремлении к когорте развитых стран?
— Здесь я хочу задать Вам параллельный вопрос и сразу же высказать мой ответ.
Хотим ли мы стать конкурентной и развитой страной, в которой нам будет удобно жить как в Европе, в которую зарубежные гости будут чаще приезжать из года в год и будут рекомендовать Казахстан, как безопасную страну, куда непременно надо направиться и увидеть своим глазами казахский народ с его богатой культурой и историей, его гостеприимство и миролюбие? Безусловно да!
Именно эта идея двигает нас к числу самодостаточных государств мира ответственных за свою судьбу и способных привнести в мировое сообщество новые идей и примеры.
При этом в условиях открытости, глобализации и взаимозависимости перед казахами стоит сложная задача противостоять многим негативным и деструктивным явлениям современности сохранив светскость, многоэтничность и поликонфессональность нашего государства.
Как же достичь вышеуказанных целей и стать лидерами не только в СНГ и ЕАЭС, но потягаться с 30-ю странами занимающих высокие ступени в экономическом и общечеловеческом развитии?
Конечно же, этого может только достичь только единый, образованный и духовно сильный народ.
Я считаю, что именно качественное образование и наши национальные традиции сделают нас сильным государством, опыт которого будут изучать другие развивающиеся страны, как мы сегодня изучаем Японию, Корею, Малайзию.
С начала Независимости начиная с учреждения программы «Болашак», которая открыла новые возможности обучения и переобучения в Европе для молодежи, открытие интеллектуальных школ и университетов мирового уровня, последние реформы, связанные с постепенным доведением финансирования образования до 10% от ВВП, принятие Закона «О статусе педагога», повышение заработной платы преподавателей т.е. принятие целого комплекса мер в самой важной сфере страны непременно скажется на нашем развитии.
И второе, правильно выстроенная государственная политика по поддержке официальных конфессии и национальных меньшинств в целях утверждения согласия и мира, т.е. наше единство и духовно-нравственный стержень — это именно те слагаемые успеха, которые приведут нашу республику к лидерству в т.ч. мировом уровне.
Мы должны всецело помогать нашей молодежи в построении нового открытого и ответственного государства. Образованная казахстанская молодежь сможет противостоять всем вызовам и проблемам в будущем, в том числе явлениям связанными с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, что по сути чуждо как цивилизованному человеку, так нашей уникальной культуре.
Наше старшее поколение желает нам только добра и делает все возможное, чтобы мы жили не хуже других нации и стран, а наша молодежь обязана показывать только лучшие примеры и достижения, во весь голос заявляя мировому сообществу, что — «Казахи и экстремизм не совместимы», что «Казахстан выступает только за мир, диалог и честную конкуренцию».
Тогда мы непременно будем в той самой когорте развитых стран мира. Вера и трудолюбие поднимут нас.
— Рахмет!