18 февраля — KAZISLAM. На прошедшем семинаре гражданского сообщества на тему: «Иностранные борцы с терроризмом — решение текущих задач» в г. Вене был представлен казахстанский опыт дерадикализации женщин, возвращенных из зоны террористической активности.
Мероприятие было организовано UNOCT при поддержке Глобального центра совместной безопасности и ОБСЕ в преддверие Совместной региональной конференции высокого уровня, созванной ОБСЕ, UNOCT и Швейцарией в сотрудничестве с албанским председательством в ОБСЕ.
В ходе семинара для стран, входящих в состав ООН состоялось расширенное заседание, посвященное репатриации, реинтеграции иностранных боевиков террористов (ИБТ).
Руководитель Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Павлодарской области Гульназ Раздыкова выступила с презентацией «Казахстанский опыт дерадикализации женщин, эвакуированных из зон террористической активности».
В ходе своего выступления эксперт подробно рассказала о реабилитации женщин и детей, возвращенных из зоны боевых действий. В Казахстане эта работа проводилась в два этапа. Это карантийный период в г. Актау на побережье Каспийского моря и второй период продолжается по сегодняшний день, так как реабилитация этих женщин еще не закончена и займет еще определенное время. «Данные женщины не стали террористами за один месяц или за неделю, есть женщины, которые провели в Сирии 6-7 лет. Сейчас, чтобы повернуть процесс вспять потребуется тоже много времени. На сегодняшний день мы фиксируем поведенческие изменения, но когнитивные мировоззренческие изменения наблюдаются не у всех», — говорит Гульназ Максутовна.
Зарубежные эксперты задавали вопросы: «Не героизируем ли мы женщин, возвращенных из террористических группировок предоставляя международные трибуны?»
«Мы не занимаемся самообманом, не героизируем этих людей, при этом не погружаем их в стигму, а также нет виктимизации – не превращаем их в жертв преступления. Наши женщины-волонтеры – это женщины, которые стали борцами с терроризмом. Они нашли в себе внутренние силы, чтобы побороть себя, выйти из посттравматичесого синдрома. Для некоторых женщин эта травма стала причиной для дальнейшего роста. Они начали писать книги, занялись информационно-разъяснительной работой, активно сотрудничают со СМИ, дают интервью и т.д.
В обществе сформировались определенные стигмы в отношении этих женщин, у людей сложилось негативное представление о них. Мы долгое время демонизировали этих людей, а теперь хотим, чтобы общество приняло их. Сейчас мы с коллегами проводим большую работу по преодолению данных общественных стигм», — рассказывает Гульназ Максутовна.
В своем выступлении спикер обозначила факторы вторичной радикализации. Необходимо также учитывать гендерный подход, первичный контакт возвращенных женщин должен быть с женщинами, а не с мужчинами, потому что они долго были изолированы от светского общества. Мужчины-теологи, психологи могут подключиться к работе позже, когда женщины адаптируются к новым условиям.
В ходе выступления были представлен индикаторы дерадикализации, разработанные казахстанскими специалистами в ходе работы с женщинами.
«Несмотря на то, что некоторые люди выражают скепсис в оношении возвращенных людей, считают, что реабилитация невозможна, эта работа в Казахстане проводится и уже имеет определенные результаты»,- говорит Гульназ Максутовна.
Коллеги со всего мира были единодушны во мнении, что нужно разработать единый глоссарий терминов, потому что, к сожалению, многие специалисты под одним и тем же термином понимают разные вещи. В частности, по мнению Раздыковой, спорным является использование слова «репатриация» по отношению к людям, возвращенным из зон боевых действий. Также требуют рассмотрения использование терминов «насильственный экстремизм», «религиозный экстремизм», религиозных терминов «джихад, джихадист» по отношению к терроризму.
В ходе обсуждения эксперты задали вопросы по опыту медийного сопровождения операции «Жусан» и дальнейшей реабилитации людей. По опыту Казахстана спикер отметила, что перед проведением подобных мероприятий, необходимо провести обучение пула журналистов, даже с последующей аккредитацией. «Ведь журналист столкнется с очень интимными, личностными историями, трагедиями семей, «открытыми» ранами людей, освещение которых требуют особого такта и этики. Неправильное освещение этих тем может вызвать обратную реакцию в обществе, демонизацию, стигматизацию образа этих людей», — считает Раздыкова.
Опыт казахстанских специалистов вызвал огромный интерес у представителей всех государств, которые еще не начали процесс репатриации. Как отметили представители ОБСЕ, «Казахстан занимает ведущие позиции по эвакуации и реабилитации террористов. На сегодняшний день из зон террористической активности эвакуировано 850 человек, из них 600 выпадают на долю Казахстана».