Действенным механизмом разъяснения приоритетов государственной политики в религиозной сфере, проведения профилактической работы являются действующие центральные и местные информационно-разъяснительные группы по вопросам религий.
Рост значимости религиозного фактора в жизни современного казахстанского общества очевиден. Главным образом динамично меняется численность религиозных объединений в региональном и конфессиональном разрезе, актуализируются некоторые проблемные вопросы в регионах страны, связанные с незаконной миссионерской деятельностью, распространением религиозной литературы, отказом от вакцинации и ношением религиозных атрибутов в общеобразовательных учреждениях.
В целях решения выше обозначенных задач и доведения до общества основных принципов государственной политики в сфере религии необходимо обеспечить последовательную и комплексную реализацию ряда информационно-разъяснительных мер:
— формирование базовых знаний в сфере религии у различных групп населения, повышение информированности граждан и обеспечение поддержки населением политики государства в сфере обеспечения межконфессионального согласия и религиозных отношений в Казахстане;
— формирование правовой культуры у граждан посредством повышения уровня их правовой грамотности в сфере религии;
— профилактика и предупреждение возможных социальных конфликтов на межконфессиональной и внутри конфессиональной основе;
— формирование и распространение среди граждан принципов гуманизма, терпимости и духовного единства казахстанского общества;
— информирование населения о деятельности религиозных объединений и течений в Казахстане, а также раскрытие сущности деятельности традиционных религий;
— профилактика распространения в обществе идей псевдорелигиозных и радикальных организаций и течений;
— профилактика распространения в обществе идеологии, пропагандирующей религиозно-мотивированный экстремизм и терроризм;
— проведение разъяснительной работы среди приверженцев радикальных религиозных идеологий, в том числе отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью возвращения их к традиционным религиозным ценностям, с последующей адаптацией в обществе.
В рамках «дорожной карты» КДР МИОР было рекомендовано региональным госорганам, усилить проведение разъяснительной работы среди целевых (проблемных) групп населения, таких как безработные, самозанятые граждане, студенческая молодежь и других социальных групп, наиболее уязвимых перед деструктивными религиозными течениями.
Также было рекомендовано применять современные информационные разработки и технологии, внедрять инновационные методы подачи материалов, а также пересмотреть формат проведения разъяснительных мероприятий с учетом особенностей каждой целевой аудитории, особенно молодежи.
В рамках реализаций пошаговых мероприятий дорожной карты регионами было предложено проведение аттестации членов региональных ИРГ на предмет соответствия их квалификационным требованиям разработанным Министерством.
Основой акцента работы Республиканской информационно-разъяснительной группы перенесен с общей профилактики на целевую работу с лицами как попавших под влияние деструктивных религиозных течений, так и с категориями населения, наиболее подверженными их влиянию. Основная работа должна вестись с организациями негосударственной формой собственности неорганизованной групп население.
С учетом этих требований можно было бы реорганизовать РИРГ. На республиканском уровне можно имеет компактную лекторскую группу по трем направлениям деятельности;
- Государственной политики в сфере религии. Светское общество и светские принципы развития государства.
- Пропаганда духовно-нравственных ценностей, национальных традиций и культуры.
- Противодействие религиозному экстремизму и терроризму.
В каждой группе утвердить по 10 подготовленных высококвалифицированных специалистов с утвержденной информационно-методической программой по трем направлениям и с учетом разработки справочного материала по каждому из направлений.
Для оперативного реагирования, улучшения содержания тематического блока и повышения качества работы на центральном уровне необходимо иметь совместно со СМИ лекторскую группу «мобильного реагирования».
Считаем, что лекторскую группу этого пула можно использовать в работе с наиболее проблемными группами во всех регионах страны.
Для отдельных регионов все еще актуальным остается перенос основного акцента с общей профилактики на целевую категорию граждан наиболее подверженными влиянию ДРТ.
Информационно-разъяснительная работа по вопросам религии продолжает оставаться сконцентрированной в большей степени в госучреждениях и среди организованных групп населения. При этом слабо охваченными остаются организации с негосударственной формой собственности. Соответственно востребована точечная работа незанятыми и самозанятыми группами населения, мигрантами и оралманами, лицами, освободившимися из мест лишения свободы и т.д.
Важна постановка на системный уровень работы в торговых точках, стройплощадках, малых предприятиях, где имеются высокие риски распространения радикальных религиозных идей приверженцами ДРТ.
Как показывает опыт, наиболее эффективными в современных условиях являются следующие основные формы работы ИРГ: работа в небольших фокус группах, инновационные методы работы (психоаналитические, индивидуальные, и.т.д), интерактивные тренинги, распространение информационных материалов (буклеты, брошюры и др.) профилактического характера, формальные и неформальные встречи (целенаправленная точечная работа) с отдельными социальными категориями в контексте конкретного «событийного ряда».
В ходе разъяснительных мероприятий в регионах наблюдается гонка за цифрами и массовостью. Считаем главным приоритетом в оценке деятельности ИРГ должно стать качество работы, а не количество проведенных мероприятий.
Востребовано в регионах обновление методического обеспечения ИРГ, адаптация их для различных групп риска.
На центральном и на местном уровне мало методической и печатной продукции с учетом современных требований к работе ИРГ. К сожалению, старые материалы не обновляются, новых разработок очень мало.
Необходим на местном уровне постоянный комплексный анализ эффективности проведения ИРР по вопросам религии. Важно профессионализировать деятельность лекторов ИРГ.
Цели и задачи ИРР должны формироваться таким образом, чтобы было понятно: какие знания, и каким образом могут измениться в результате проведения ИРР? Как изменится отношение целевой группы к проблеме, затронутой в мероприятиях? На изменение, каких элементов поведения будет нацелена ИРР? Что конкретно изменится в поведении целевой группы?
Государственная позиция по ДРТ четка, определена, проявления экстремизма и терроризма нельзя уничтожить только лишь силовыми методами. Прежде всего, необходимо повысить уровень религиозной и правовой грамотности населения, т.е. повсеместно поднимать эффективность информационно-разъяснительной, просветительской работы, разъяснять о пагубности идей религиозного экстремизма и терроризма.
В последние годы отмечается активный рост интереса молодежи к духовным традициям вообще, к религии – в частности. Четко прослеживается рост динамики религиозности молодежи. Особенно исламского направления.
Развитие информационных технологий увеличивает риск подверженности молодежи к радикальным идеям экстремистских и террористических организаций через глобальный и, по сути, безграничный Интернет.
Учитывая эти факторы, действенным механизмом для формирования общественного сознания по разъяснению приоритетов государственной политики в религиозной сфере является взаимодействия со СМИ особенно электронного.
При освещение религиозной тематики следует обращать внимание на содержание, качество и доступность изложения публикуемых материалов в рамках государственного информационного заказа. Следует расширить охват информационной работой частных СМИ (рекламные газеты) по вопросам светскости и профилактики религиозного экстремизма и терроризма, не ограничиваясь организацией публикаций в официальных СМИ. Как правило, частные СМИ пользуются спросом среди отдельных групп населения, при этом в них практических нет информации о принципах светскости, опасности ДРТ и.т. д.
В современных условиях информационная работа в интернет–пространстве, особенно в социальных сетях выходит на передний план. Необходимо регулярно обновлять сайты и аккаунты в социальных сетях учреждений по вопросам религии, с наступательной разъяснительной работой по различным вопросам государственной политики в сфере религии, а не ограничиваться сухой информацией новостного характера.
Важным инструментом за посление годы и реальным помощникам многих стал портал «Каzislam» показывающие положительный пример и новые формы работы.
В ИРР по вопросам религии, особенно в интернет пространстве и социальных сетях необходимо регулярно использовать авторитетных экспертов религиозной сферы и известных блогеров. Целесообразно вовлечение их в различные информационные проекты с верующей молодежью. Особенно на региональном уровне.
Часть мероприятий по профилактической работе с ДРТ отдельных регионах носит не эффективный характер. В частности, проведение массовых спортивных мероприятий с большим финансированием через госсоцзаказ не позволяет объективно измерить результаты работы, или проведение различных конкурсов среди молодых жамагатов с участием государственных органов. Таким образом, идет активная пропаганда религии среди молодежи.
При этом недостаточно проводится мероприятий по укреплению светского характера государства и общества. В регионах часто идет разъяснение традиционного ислама, при этом принципы светскости отходят на второй план.
В связи с объявлением 2019 года «ГОДОМ МОЛОДЕЖИ» было уделено особое внимание:
- воспитанию молодежи в духе патриотизма и любви к родине,
- пропаганде идеи светскости,
- укреплению национальные традиций и развитию самосознания,
- работе по предотвращению экстремизма.
К этой работе необходимо в далнейшем привлечь представителей общественных элит в каждом регионе, членов Ассамблеи народа Казахстана, депутатов всех уровней, руководителей женских НПО и молодежный организаций, выдающихся спортсменов.
Мы должны найти пути к сердцам представителей ДРТ и донести до них то, что они преже всего граждане Казахстана, у нас есть свои национальный код, традиции, обычаи, которые опираются на общечеловеческие универсальные ценности.
Между тем, в некоторых регионах наблюдается усиленное использование СМИ представителями духовенства в целях пропаганды ислама.
В отдельных регионах имеются факты привлечения имамов к информационно-разъяснительной работе в государственных общеобразовательных школах.
В связи с этим необходимо совместно с заинтересованными госорганами рассмотреть вопрос по регулированию и освещению религиозной тематики и возможности наименьшего привлечения священнослужителей к работе в общеобразовательных школах. Необходимо избирательно подходить к организации встреч имамов со студенческой аудиторией.
Все выше перечисленные рекомендации позволило бы заинтересованным органам повысить эффективность информационно-разъяснительной работы с экономией бюджетных денег.
Реализация государственной политики в религиозной сфере позволит решить приоритетные задачи развития светского Казахстана и обеспечения национальной безопасности страны, в которой в мире и согласии проживают представители различных конфессий и этносов.
Б. Шериязданов
` кандидат политических наук