О состоянии теологической науки в Казахстане, о том, какие нам необходимы кадры в этой сфере и каковы дальнейшие перспективы этого направления науки, а также о религиозной ситуации в стране и вопросе сочетания национальных традиций с мусульманскими ценностями, в интервью нашему корреспондент свои мнением поделился ученый, теолог Нурлан Каирбеков
— В каком состоянии на сегодня находится теологическая наука в республике?
— Теологическая наука в республике на сегодняшний день требует грамотного подхода. Мы должны обучать теологов у себя на родине. Именно они смогут правильно сопоставлять законы ислама и местные традиции, чтобы сохранить менталитет традиционного ислама. В целом наука в этом направлении у нас динамично развивается.
-Что вы можете сказать о преподавательском составе наших религиозных вузов?
— Религиозные вузы, их у нас не много. В основном это медресе, на высшем уровне у нас это университет «Нур мубарак» и факультеты светских заведений. В медресе уровень не высокий, а в университете много профессоров, в основном это арабы. Нам нужны преподаватели местного значения.
-Как вы относитесь к обучению нашей молодежи в зарубежных религиозных вузах?
— Я думаю, совсем молодых людей нельзя отпускать за границу, они могут попасть под влияния псевдорелигий и сект. Те, которые выезжают на обучение, должны уже иметь свой иммунитет к идеологии, деструктивным направлениям. Еще они должны иметь разрешение от Мин Образования и Муфтията. Я думаю это тоже необходимо.
— Что вы можете сказать о сочетании наших национальных традиций с мусульманской религией? Приведите конкретные примеры, к примеру, обряд жаназа и так далее.
— Ислам в Казахстане имеет большой стаж. Он уже, более десяти веков идет в ногу с нашими традициями. Сплетение шариата и национальных традиций мы видим во многих трудах наших знаменитых акынов и писателей. К примеру, Мухтар Ауэзов в своей книге «Путь Абая» показывает как казахи мусульмане проводят поминки. Где после жаназа, делают ас для собравших людей. И это с одной стороны признается исламом, и с другой стороны местными традициями казахского народа.
-Как вы относитесь к таким понятиям как «исламский экстремизм» или «исламская угроза»?
— Отрицательно. Потому что, не допустимо использовать ислам с насилием. Этого нет в религии. В Священном Коране говорится: «И нет принуждения в Исламе». Ислам не допускает зла на земле. Мы должны это знать и доводить до других.
— К чему конкретно стремятся те, кто пытается выставить мусульман в отрицательном свете?
— Тут много причин. Во-первых, это невежество. Во-вторых, это те, кто использует ислам в достижении своих интересов. (Материальных или политических). В-третьих, это стремление к дестабилизации в обществе.
— Как Вы думаете, какие конкретные действия необходимо предпринять для борьбы с псевдо религиозными течениями у нас в стране?
— Надо доводить до людей истинные ценности ислама, сохраняя уважение к традициям своего народа и к другим религиям.
— Чем необходимо руководствоваться при выборе религиозной литературы?
— Надо спрашивать у грамотных теологов или имамов, которые разбираются в вопросах религии, какие нужно читать книги.
Kazislam.kz