О проблемах радикализации казахстанской молодежи на религиозной почве мы поговорили со старшим преподавателем кафедры философии Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина Саматом Нуртаза.
– Самат Русланулы, как преподаватель вуза по роду своей деятельности, Вы много общаетесь с молодежью, студентами, приехавшими в столицу получать знания. Расскажите насколько актуальны сейчас проблемы вовлечения молодых людей в экстремистские организации?
– Мы живем в светском государстве, где религия отделена от государства. При чем религия должна быть правильной, нацеленной на доброту, на созидание и прогресс. Она должна нести в общество идеалы мира и дружба, укреплять дружбу между людьми. Но к сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем, как религия не соединяет, а разъединяет людей. Люди начинают делиться, кто из какой секты, какой группы, мазхаба, тариката и т.д. В этом плане необходимо еще работать. На своем опыте общения с молодежью, замечаю, что молодые люди, приезжающие из сельской местности, сильно подвержены риску попадания в различные экстремистские течения и секты.
– Каковы причины радикализации? И как уберечь молодых людей от влияния экстремистских идей?
– Конечно, каждый случай индивидуален. Но считаю, что главной причиной радикализации молодежи является нехватка образования. Ведь сельские ребята очень искренние и доверчивые. При встрече с «проповедниками» они просто безоружны, потому что не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы противостоять коварным приемам вербовщиков.
Постоянно говорю своим студентам, что знания и стремление к прогрессу всегда должны быть у человека в приоритете
Поэтому нужно уделять большое внимание обучению молодежи. Ведь образованные люди обладают критическим мышлением, умеют рационально мыслить, логически рассуждать, подвергать сомнениям информацию, перепроверять ее. Постоянно говорю своим студентам о том, что знания и стремление к прогрессу всегда должны быть у человека в приоритете. Благо, сейчас много различных международных стипендиальных программ, как например, «Болашак», стипендия имени Нурлана Каппарова и т.д.
– Давайте поговорим о той части общества, которая уже вовлечена в деструктивные организации. Кто эти люди? Каков он портрет сегодняшнего экстремиста?
– Очень много случаев, когда малограмотные молодые люди восполняют свои пробелы в знаниях именно религиозными догматами. При этом, чем менее человек образован, тем больше он религиозен. Так в нашем обществе образовалась определенная группа людей, которая живет обособленной религиозной общиной сомнительного характера.
Совсем недавно нашим государством была проведена очень хорошая операция «Жусан», в ходе которой были арестованы террористы, принявшие участие в боевых действиях на территории Сирии. Так вот многие из этих террористов — люди, чье детство пришлось на 90-годы. Многие из них 1988-90-го годов рождения. Их детство прошло в 90-годы, когда родителям было не до своих детей. Они были вынуждены зарабатывать на хлеб, кормить семью и выживать во времена тяжелейшего кризиса. Мама была на работе, папа – на заработках, дети были предоставлены сами себе. Мало кто из поколения 70-х годов или 80-х так радикализован, как ребята, которые родились в 90-х годах. Целое поколение 90-х, целый пласт общества мы потеряли. Государство работает над этим, но хотелось бы, чтобы эта работа продвигалась быстрее.
– Как Вы считаете, чему нужно уделить внимание в работе по профилактике распространения деструктивных религиозных идей среди молодежи?
– Главная причина радикализации молодежи – дефицит национального воспитания. В молодых людях не воспитали чувство патриотизма. Еще раз повторюсь, что в Сирию и Ирак выехали в основном русскоязычные казахи. Актюбинская, Атырауская, Карагандинская и Павлодарская области лидируют в этом плане. Это оторванные от аула «асфальтные» казахи, которые не воспитывались в классическом казахском национальном обществе. У них не было в детстве аташек и ажешек, которые рассказывали им казахские сказки и легенды о батырах, которые оберегали родную землю. В воспитании молодежи образовался духовный вакуум. Потом он перерос в огромную пропасть между поколениями.
Надо больше внимания уделять духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи
Считаю, что необходимо больше внимания уделять духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи. Молодой человек должен быть прежде всего патриотом своей страны. И только после этого принимать религию в сердце. Многие люди, уехавшие в Сирию, Ирак и другие горячие точки, это люди, в которых умерла национальность, национальная идентичность. Они не считают себя казахами, кыргызами, татарами. Они считают себя мусульманами, но при этом они очень радикальны, не терпят никакого инакомыслия, считают, что тот, кто не с ними, тот против них.
Религиозные деятели, особенно граждане нашей страны, которые живут и работают в республике, в первую очередь должны быть патриотами страны
Считаю, что религиозные деятели, особенно граждане нашей страны, которые живут и работают в республике, в первую очередь должны быть патриотами страны. Они обязаны уважать страну и его народ, их религиозные проповеди, лекции, хутбы должны быть нацелены на то, чтобы разбудить в сердцах нашей молодежи именно любовь к своей родине. Потому что, если у нас не будет страны, государства, то наступит хаос. Именно этого добиваются многие деструктивные силы, течения и культы, прикрывающиеся религией. Каждый молодой человек должен всем сердцем усвоить явную истину: Наша страна – это священная земля наших предков, и это наша главная ценность, которую нужно сберечь и передать следующему поколению.
Айгуль Эсеналиева