Как готовят членов информационно-разъяснительных групп, какие методы они используют в своей работе? Как защитить наших граждан от радикальной идеологии? Обо всем этом, мы поговорили с руководителем по делам религии Павлодарской области Даулетом Закарьяновым.
— Уважаемый Даулет Коканович, под Вашим руководством в Павлодарской области проводится большая разъяснительная работа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. В частности, в эти дни проходят курсы по подготовке и переподготовке членов разъяснительных групп. Расскажите об этом.
— Да, в эти дни для членов информационно-разъяснительных групп разных уровней Павлодарской и Карагандинской областей мы организуем обучающий курс, который проводит Консультативно-методический центр «Парасат» при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. В обучении принимают участие около 50-ти членов ИРГ.
— С чем связано повышенное внимание к вопросам религии и какими знаниями должны обладать будущие лекторы?
— Мы на постоянной основе проводим разъяснительную работу среди населения. На сегодняшний семинар приглашены сотрудники государственных органов, преподаватели предмета «Религиоведение», священнослужители.
В ходе семинара высококвалифицированные специалисты прочитают им лекции по таким направлениям, как история и культура Казахстана, политология, религиоведение, основы ислама, православного христианства, протестантизма и новых религиозных течений, и психология. Так же наши лекторы обучат их навыкам ораторского мастерства.
Таковы требования времени. На сегодняшний день, член информационно-разъяснительной группы должен не просто знать структуру религиозной сферы в стране, но и законодательную базу, систему взаимоотношений между разными конфессиями, специфику их деятельности, историю их распространения в Казахстане.
Кроме этого, нужно уметь анализировать и прогнозировать развитие ситуации, тенденций как в религиозной, так и в политической, экономической сферах. Лектор должен уметь объективно оценивать и развитие общемировых и геополитических процессов в современном мире, которые, так или иначе оказывают влияние на ситуацию в Казахстане.
— А каковы основные принципы законодательной базы в данной сфере?
— Основные принципы нашего законодательства в сфере религии сохраняются всегда. Они являются для нас определяющими. Первый принцип – равенство всех религий. У нас оно обеспечено Конституцией. Второе – это отделение государства от религии. Это означает, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и те не вмешиваются в государственные дела.
Правовые акты регулируют отношения в сфере религии, это необходимо, так как мы являемся многоконфессиональным государством, и сохранение межрелигиозного согласия и стабильности остается для нас чрезвычайно важной задачей.
В 2017 году была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 – 2020 годы. Такой короткий срок действия Концепции обусловлен тем, что ситуация в сфере религии меняется очень динамично.
Если в начале 1990-х годов в Казахстане действовало менее 700 религиозных объединений, то сейчас их число приблизилось к 4000. Предугадать как будет складываться религиозная ситуация в последующие годы весьма сложно. Здесь многое может зависеть от ситуации в соседних государствах, на Ближнем Востоке, складывающихся взаимоотношений между крупнейшими мировыми державами.
Приоритетная направленность Концепции – это сохранение и укрепление светских основ государства и общества.
В прошлом году была утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы. Это важный документ, ориентированный на решение одной из самых актуальных проблем современности, имеющей глобальные характер.
— Какая роль отводится членам ИРГ в противодействии угрозам религиозного экстремизма и терроризма?
— Радикализация мировоззрения отдельных граждан и общества в целом происходит через четко ориентированную идеологию. Поэтому очень важно вести профилактическую работу, разъяснять людям, особенно молодежи, всю опасность идей терроризма, религиозного экстремизма.
Члены наших информационно-разъяснительных групп должны знать природу и истинные цели деструктивных религиозных течений, знать используемые ими методы вербовки новых адептов в свои ряды, технологии воздействия на сознание человека и т.д.
Наши лекторы должны обладать навыками переубеждения, владеть психологическими приемами коррекции сознания. Для обучения их всему этому, мы и пригласили в Павлодар профессиональных тренеров из Алматы, Нур-Султана и других регионов республики.
— Различные международные религиозно-экстремистские организации в последние годы пытаются активизировать и расширить свое идеологическое влияние на Казахстан. С чем это связано, какие цели они преследуют?
— Да, идеологическое давление на Казахстан, идущее извне, все более усиливается. Одним из очевидных результатов этого является активное распространение религиозных идей радикального толка, в частности салафизма. А ведь это требует значительных ресурсов.
Ведь нужно готовить людей, носителей этих идей. Те молодые люди, которые в Казахстане стали первыми проповедниками идей салафизма обучались в зарубежных теологических учебных заведениях. Их обучали там бесплатно, содержали там на полном обеспечении. Почему? Потому что их привлекли туда в качестве распространителей идей.
Молодым ребятам преподнесли вероучение именно в том ключе, которое им выгодно. Не в традиционном для казахов понимании школы Абу Ханифы, а в ином, чуждом нашему менталитету направлении. Так они полностью радикализировали сознание ребят, подготовили армию проповедников псевдоислама.
К сожалению, они получили определенные результаты. На сегодняшний день в Казахстане идеи салафитского вероучения имеют самое массовое распространение среди нетрадиционных течений. И оно представляет сегодня очень серьезную угрозу.
— Но ведь существует мнение, что салафизм не представляет угрозы для общества.
— Вспомните, события в Актобе, когда около 30- молодых людей совершили теракт. Все они были приверженцами идеологии салафизма. До этого времени считалось, что это течение является умеренным, не представляющим опасности для общества. Но когда к ним поступила команда совершить теракт, они пошли на это без особых раздумий, в том числе совершили нападение на воинскую часть.
Ведь они должны были понимать, что это режимное учреждение, и они там встретят вооруженный отпор со стороны военных. Но тем не менее, члены террористической группы совершили это преступное деяние, чтобы громко заявить о себе, посеять страх в обществе. Мы помним, что после этих событий в стране еще почти полгода сохранялся «желтый» уровень террористической опасности.
Для нас очень важно, чтобы этого не повторилось, мы должны знать природу, сущность этого явления. Знать, откуда идет эта идеология. Это совершенно очевидно, что он появился не у нас в Казахстане. Что все это идет из вне. За этим стоят определенные силы, которые проявляют значительный интерес к Казахстану.
Казахстан для них привлекателен тем, что имеет обширную территорию, очень выгодное геополитическое расположение, и, что немаловажно, имеет значительные природные ресурсы. И их целью является оказание влияние на Казахстан используя религиозный фактор, дестабилизация внутри страны.
То, что было в Грузии, в Украине или в Кыргызстане имеют политическую подоплеку. Безусловно, где-то менее задействован религиозный фактор, но у нас именно этот инструмент избрали те, кто пытается изменить ход развития Казахстана.
Поэтому мы должны донести до нашей молодежи, особенно находящимся в «группах риска», то, что принятие какой-либо идеи нетрадиционного вероучения, в том числе и салафизма – это не просто личное убеждение каждого из них. Их убедили и направляют в нужном для себя направлении, и они безропотно идут за своими лидерами.
Они слепо верят только в то, что заложили в их зомбированное сознание. Это — не осознанный и свободный выбор, это – слепая вера, а точнее — рабство. Когда за какие-то чуждые идеи человек готов совершать самые преступные деяния. Он готов ехать в Сирию совершать военные преступления.
— Как не допустить вербовки людей на войну в Сирию в дальнейшем?
— На сегодняшний день абсолютное большинство людей, выехавших на войну в Сирию и в Ирак, были завербованы через интернет. Поэтому мы должны научить людей противостоять интернет-проповедникам, которые имеют мощные инструменты влияния.
Необходимо привить молодежи иммунитет к воздействию деструктивных течений. Они должны понимать, что зачастую политические силы, прикрываясь религией, используют людей в своих интересах.
Наши граждане должны четко понимать, что принимая какое-то вероучение, нетрадиционное для Казахстана, они могут перечеркнуть свое будущее, подвергнуть опасности собственную жизнь и жизнь своих родных и близких.
И, конечно же, нужно воспитывать наших молодых людей в духе патриотизма к своей стране. Это и любовь к своей малой родине, и уважение к национальным обычаям и традициям, к родному языку и своей истории. Человек, который по-настоящему любит свою страну никогда не поедет воевать за чуждые идеалы.
Айгуль Эсеналиева