Многие казахстанские псевдосалафиты мимикрируют, приспосабливаются, меняют себя внешне, но внутренне меняться не хотят. Они не нуждаются в реабилитации, они комфортно чувствуют себя в той идеологии, в которой находятся. Об этом и другом читайте в интервью известного эксперта-религиоведа, члена Республиканской информационно-разъяснительной группы Гульназ Рыздыковой.
– Гульназ, скажите, пожалуйста, вкратце, какова сегодня религиозная ситуация в Казахстане?
— На данный момент ситуация в религиозной сфере в нашей стране характеризуется как стабильная, контролируемая, налицо определенные позитивные изменения и особенно среди контингента осужденных псведосалафитов.
— Вот давайте о них мы и поговорим с вами.
— Мы посещаем многие исправительные колонии нашей страны и видим, что системная работа уже дает там свои результаты и тенденция в данных жамагатах в целом меняется. Этому способствует широкомасштабная работа, направленная против идеологии псевдорелигиозных и радикальный течений. Есть люди, которые в открытую отказываются от псевдосалафизма.
Но, к сожалению, есть и такие, которые не поддаются реабилитации, до которых наши слова не доходят. Основная масса псевдосалафитов, естественно, мимикрируют, приспосабливаются, приводят в соответствующую форму лишь внешние признаки. Многие из них не хотят меняться внутренне, они не нуждаются в реабилитации, они достаточно комфортно чувствуют себя в той идеологии, в которой находятся.
— И это несмотря на то, что некоторые лидеры деструктивных и радикальных религиозных течений привлекаются к уголовной ответственности?
— Да, они знают обо всех судебных процессах по лидерам, знают, что находятся под достаточно пристальным вниманием органов внутренних дел. Многие из них меняют свой внешний облик, сбривают бороды и так далее, но искреннего стремления изменить свое отношение к идеологии псевдосалафизма, пересмотреть свое религиозное мировоззрение среди них особо не наблюдается. К сожалению, это так.
– Может, нужно перестать с ними работать, раз они не нуждаются в реабилитации? Пусть живут своими закрытыми общинами.
– Нет, работу с ними прекращать нельзя. Во-первых, они могут со временем еще больше радикализироваться, во-вторых, будут продолжать заражать других людей своей идеологией и ряды псевдосалафитов будут пополняться.
Самая большая опасность в том, что псведосалафизм — это больше политическое движение, прикрывающееся религией. Я уже не раз говорила, в том числе в интервью вашему порталу Zakon.kz, что они исполнены ненависти к окружающим и другим конфессиям. Мы уже знаем о завербованных адептах в ряды ИГИЛ и так далее. Но проявления религиозного радикализма очень опасны в любых сферах.
Вы, наверное, читали, что сейчас в султанате Брунея вступают в силу шариатские законы. Так, например, люди, совершившие измену или замеченные в гомосексуализме, будут преданы смертной казни, а именно — их закидают камнями. За воровство будут отрубать человеку руку. Причем для обвинения человека достаточно будет показаний трех свидетелей. Вот к чему может привести фанатизм, прикрывающийся религией. А теперь представьте, что может произойти, если, допустим, такие люди придут к власти…
— Вы полагаете, что казахстанские псевдосалафиты стремятся к власти? Какую цель они преследуют, на ваш взгляд?
— Открытого стремления к власти псевдосалафиты, конечно, не показывают. Как я уже сказала, они мимикрируют, стараются скрывать свои истинные намерения. Но, пользуясь складывающейся ситуацией, например, в социальной сфере, могут начать примыкать к различным протестным движениям и они к этому готовы.
Надо понимать, опасность кроется в самой сути идеологии псевдосалафизма.
В первую очередь, это непризнание и осуждение демократии и светской власти в целом, непризнание действующих государственных законов и органов власти, отрицание суверенитета государства. Они уверены, что исламский Халифат – это единое государство, которое должно быть на территории всего современного мира.
Поэтому, думается, псевдосалафиты, мечтающие о всеобщем Халифате, готовы примкнуть к любому протестному движению, чтобы прийти к власти и события в мире наглядно это подтверждают.
— Каким образом нормальный рядовой гражданин нашего общества вдруг начинает причислять себя к совершенно чуждой для нас идеологии?
— В чуждые течения уходят в основном те, кто не может реализовать себя в обществе. У людей, испытывающих дискомфорт, одиночество, формируются определенные формы психологической защиты. Существуют различные виды, но, как показывают наши наблюдения, для адептов чуждых течений характерна такая форма психологической защиты, как интроекция. Это когда человек присоединяет к себе чужое «я» или чужую среду, включает себя в чужой мир. Вот откуда идет сильное увлечение арабским миром, арабской модой и так далее. По этому механизму можно увидеть, что важно для человека, что он считает для себя ценным, что греет его душу.
Для каждого псевдосалафита характерно отождествление себя с арабским миром. Действительно, мы видим, что они причисляют себя к другой далекой арабской культуре, таким образом защищают себя от окружающего мира.
– Как вербовщикам удается втянуть в свои сети людей?
— Способы вербовки, распространения идеологии псевдосалафизма построены по принципу «вопрос-ответ» на методе мозгового штурма. То есть, задается вопрос и потенциальные адепты из-за границы получают на него ответы через соцсеть «В контакте». Причем все вопросы построены таким образом, что малообразованные в религиозном и светском плане, а также в вопросах мировой политики оппоненты при спорах нередко противоречат сами себе, начинают сомневаться и легко поддаются вербовке.
Сами вербовщики считают себя более компетентными и образованными в вопросах политики, геополитики, шариата, нежели представители других жамагатов. То есть, даже среди жамагатов они ставят себя выше других мусульманских проповедников.
(Продолжение следует)