Общественник, активист Алмаз Ержан, вошедший в список «100 лиц Казахстана», является первым блогером, который начал открыто рассказывать и писать в интернете о проблемах людей с ограниченными возможностями в Казахстане.
Алмаз Ержан активно занимается освещением и защитой их прав, реабилитацией, решением социальных проблем и улучшением их жизни.
Не смотря на свои проблемы со здоровьем, Алмаз Ержан и его команда Общественного фонда «Фонд социальных инновационных проектов «ELAMAN», ведут несколько инклюзивных проектов по разным направлениям:
создание, продвижение социальных проектов для людей с ограниченными возможностями, информационное и консультативное сопровождение деятельности государственных органов, коммерческих и неправительственных организаций. Связь между с государством и гражданским обществом.
В своем эксклюзивном интервью Kazislam.kz защитник прав и законных интересов людей с неограниченными возможностями поделился своими мыслями о духовно-нравственном воспитании молодежи на основе ценностей казахского народа.
— Алмаз, мы всегда внимательно следим за Вашей общественной деятельностью. Чем Вы занимаетесь на сегодняшний день? Что Вас беспокоит как общественника?
— Очень рад нашей встрече, и честно говоря, я давно ждал беседы на духовную тему. Дело в том, что, моя жизнь связана именно с поиском себя, вопросами духовности, самопознания.
Что касается моей общественной деятельности. В данный момент мы изучаем вопросы инватакси. Ведь людям с ограниченными возможностями небезопасно ездить по городу, добираться на работу и т.д. Да и культура наших водителей немного отстает в отношении к нам. Данный вопрос, конечно, сложный, затратный, но очень нужный.
Кроме этого мы запустили информационный сайт социальных новостей inva.kz. Многие люди с ограниченными возможностями вынуждены находиться дома.
Через наш информационный портал они будут информированы обо всех новостях, смогут получать необходимую юридическую консультацию и другую помощь. На сегодняшний день мы трудоустроили шесть человек, планируем увеличить количество сотрудников до десяти.
Что меня беспокоит как общественника? Очень многое. И беспокоит даже не как общественника, а наверное как государственника, потому что, я родился и живу в этой стране. Мои прадеды родились и сражались за эту землю.
Как потомок и наследник своих прадедов я просто обязан служить своей земле. Я вижу в этом служение самому себе, обществу и Всевышнему. Моя роль состоит не только в том, чтобы быть полезным обществу, но и быть услышанным самим обществом.
Есть еще другие вопросы, которыми я занимаюсь. Например, одно из направлений — это социальное предпринимательство. Одним словом, всегда стараюсь быть полезным обществу.
При этом, делая что-то для общества, я делаю это, прежде всего, для себя. Ведь свежие идеи, проекты — это новые возможности для роста и работы над собой.
— Вы очень много занимаетесь проблемами людей с ограниченными возможностями. Все ли удается решать?
— Моя задача — поднимать проблему. Самая острая проблема на сегодняшний день — это проблема жилья для людей с ограниченными возможностями.
Многие из них живут без адаптированного жилья. Этот вопрос не поднимается ни чиновниками, ни депутатами, все почему-то боятся этого вопроса. Тогда как во всем мире есть практика решения этой задачи. Это можно решить, но никто не хочет погружаться в эти проблемы.
Следующий вопрос – это доступность города, он должен быть доступен для всех. Проблема урбанизации города, конечно, большая проблема. Вопросов очень много, поэтому важно решать их.
Меня очень беспокоит отношение класса чиновников к социальным проблемам граждан.
Многие вопросы, касающиеся людей с ограниченными возможностями, попросту замалчиваются. Они проходят где- то на бумагах, где-то на словах, но по факту, к сожалению, ничего не решается.
Зачастую мы приходим к чиновникам и наталкиваемся на безразличие. Да, нас выслушивают, прислушиваются. Я предлагал много проектов. Они согласились поддержать меня, но в итоге они не зовут меня на круглые столы, не зовут на встречи.
Они обсуждают это в закрытых совещаниях, выделяют деньги и как будто что-то делают. Но, где они это делают, я не знаю.
Это, безусловно, меня волнует, как общественника, как гражданина. Но благо, я могу переключиться от этих проблем на что-то другое. Ведь у меня есть другие дела, также всегда с мной фейсбук аудитория.
— Алмаз, Вас смело можно назвать успешным человеком и ставить в пример молодежи. Если бы написали книгу, то какими секретами делились бы в ней с молодыми людьми?
— Тут очень важно понимать что является мерилом так называемого обществом — быть успешным?! Быть богатым, гламурным, и не иметь возможности иметь детей, или быть многодетным и не иметь возможности их кормить и одевать.
В моем случае — это быть известным, но сидеть в инвалидной коляске. Все в мире относительно и наша жизнь имеет баланс.
Меня часто просят написать книгу, но я пока не решился. Считаю, что все необходимые знания уже давно есть и они доступны.
Если книгу писать, то, наверное, книгу-биографию. Мне приходится часто консультировать разные категории людей, в том числе и психологов. Исходя из своего опыта отвечаю на многие интересующие их вопросы.
Больше десяти лет мне пришлось быть наедине с самим собой. В этот момент жизни я понял, чтобы познать мир нужно познать себя. Только трудности закаляют человека, как огонь закаляет меч.
При этом очень важно иметь в жизни наставника или наставников, которые научат и ответят на вопросы касающиеся ваших проблем и преград.
Ответят, где брать силы, когда они уже иссякли или как указатели укажут, как пройти в «библиотеку», где возможно лежит, то что вы ищите. Мне повезло в этом плане, я искал наставников и находил их.
Трудности, препятствия заставляют нас двигаться, развиваться, искать знания и делают нас сильнее, мудрее, давая неоценимый опыт. Японцы говорят: если у тебя нет трудностей, тебе придется купить их за большие деньги.
Вспомните притчу о бабочке, которой помогли выбраться из кокона раньше времени. Она погибла, так как должна была сама пройти свой путь, свои трудности.
Также и молодые люди должны самостоятельно прожить свои проблемы, чтобы стать сильными. Трудности формируют личность, также как мышцы качаются, когда работают.
— Многие молодые люди, не найдя ответы на свои духовные запросы, уходят в религию. Правильно ли это? Что для Вас религия?
— Молодежь сейчас уходит в религию, потому что у многих из них нет выбора по выбору своего мировоззрения, как себя проявить. Они хотят взять что-то лучшее и начинают изучать религию.
Лично я хорошо отношусь к религии как к культуре. Подчеркну, к той религии, которую веками проходили и проповедовали наши предки казахи.
Традиционная религия казахов не призывает к фанатизму. Казахи прошли многое на своем пути трансформации в становлении как нации, от времен тенгрианства Атиллы, гуннов, времен Чингисхана, Тамерлана, до коммунистов-атеистов и советской империи СССР, и когда мы стали мусульманами.
И при этом во все времена не смотря на все наши трудности, которые мы проходили, казахи очень уважали своих старших родителей, предков.
И сегодня очень важно быть мусульманином, но не забывать о своих корнях и о своих родителях. Нужно уметь быть благодарным своим родителям за то, что они создали тебя и подарили жизнь.
Помогай окружающим, делай добро для своего села, города, страны. Для меня религия – это, прежде всего, добро, которое ты делаешь.
— Возможно, именно в этом Вы черпаете жизненные силы? Ведь не каждый даже физически здоровый человек может справиться с той ношей, которую Вы взвалили на себя и справляетесь очень достойно.
— Безусловно, каждый человек, словно дерево берет силы у своих корней. Мои предки были очень религиозными людьми. Наша семья является прямыми потомками Орынбая Бертағы акына — советника Чингиза.
На месте Сырымбет было зимовье бабушки Айганым, а бабушка Айганым была бабушкой Чокана Валиханова. Мой дед Орынбай акын был известным и уважаемым человек среди аргынов.
Он обучался исламу в Узбекистане, Бухаре, Иране. А затем пропагандировал его в степи. В те времена ислам был под запретом.
Поэтому дедушке приходилось шифровать знания и философию религиозного характера под песни и стихи. Он пел под домбру стихотворные произведения жырау и пропагандировал религию через айтыс.
Все эти факты есть в книгах, документах, и хранятся в сегодняшних библиотеках. Мой дедушка Молда-Ахмет, в девять лет написал книгу на арабском языке. Он знал арабский и шагатайский языки, его называли устазом.
Дедушка воспитал много шакиртов, которые позже стали муллами в мечетях. Днем он был просто учителем, а ночью обучал молитвам и передавал тайно книги, т.е. религиозные знания своим ученикам.
Вот таким образом мои деды распространяли светлую культурную религию ислам на севере Казахстана.
Продолжение следует…
Беседу вела Айгуль Эсеналиева
Фото Армана Байсадыкова
Kazislam.kz