Суббота, 6 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Познать религию – не значит подражать во всем арабам

04.02.2019
в Ағымдар ақиқаты
0
77
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Феномен религии – очень важная сфера, требующая всестороннего изучения с научной точки зрения. Данное явление имеет очень много граней, слоев. Поэтому правильнее всего рассматривать религию комплексно, с позиции целостности национальной культуры и стабильности общества.

И здесь очень много направлений для изучения. Это диалог религии с личностью, диалог религии с культурой, диалог религии с государством, диалог религии с пространством, диалог религии со временем, диалог религии с другой религией. При этом реализация данных диалогов предполагает необходимость специальной платформы, где будет происходить взаимодействие. А площадка – это определенное место, пространство, статус…

Только определившись с платформой, мы можем выявить место религии в формировании личности, место религии в формировании культуры, место религии в формировании государства, обозначить грани религии в формировании цивилизации. Это значит, что религия рассматривает человека как центр воздействия. Определяет нормы отношений человека с такими окружающими его слоями, как личностность, принадлежность к нации, культуре, государству, времени, пространству.

Религия в качестве «гибада», индивидуального поклонения — таинство, принадлежащее лично человеку. Такие интеллектуальные акции, как чувства, познания, знания, поклонение, верования у разных людей проявляются по разному. Поэтому это таинство. Стремление же к афишированию (в исламской религиозной терминологии – «рия»), типизации этих интеллектуальных акций приводит к политизации религии. В целом, взятие под контроль познаний, знаний, чувств и верований, может показаться правильным. Однако, в конечном итоге это может привести к фанатизму, лишающему человека свободы.

Свобода вероисповедания – это свобода человека в его личностном стремлении к Всевышнему. Человек, столкнувшись с различными правовыми, социальными, политическими притеснениями в своем обществе, ищет защиты у Всевышнего Аллаха. Находит у Него поддержку, душевное спокойствие и счастье. Но если брать под контроль это личное спокойствие и счастье человека, рассматривать с политической позиции, это может пагубно отразиться на психическом здоровье человека. Ведь он становится несвободным в своих делах, проявлений своих мыслей, чувств и эмоций. Человек может попросту деградировать и превратиться в раба. Поэтому религию необходимо рассматривать всесторонне.

На сегодняшний день некоторые люди в нашем обществе относятся с недоверием к историческому опыту казахов в Исламе, который складывался веками. Безусловно, негативное отношение к казахскому исламу навязывается нашему народу извне, прежде всего, лидерами различных деструктивных псевдоисламских течений. Поэтому необходимо с большой осторожностью относиться к получению религиозного образования зарубежом нашими студентами.

Необходимо разработать механизмы подбора и отправки студентов в арабские страны для обучение в исламских учебных заведениях. Иначе нам не избежать распространения в обществе радикализма, экстремизма. Потому что хотим мы того или нет, необходимо учитывать все факторы процесса обучения. А это очень тонкая, сложная сфера. В его компонентах есть взаимосвязь «учитель и ученик». У каждого учителя свое пространство, свое время, свои ценности, свой язык, традиции, мазхаб, религиозное познание, религиозное сознание, религиозная практика.

Газа под «миром Трампа»: голод и бумажное перемирие

Газа под «миром Трампа»: голод и бумажное перемирие

18.11.2025
ИГ и Боко Харам воюют за контроль над озером Чад

ИГ и Боко Харам воюют за контроль над озером Чад

17.11.2025

Молодой человек – казах, прибывший за знаниями в качестве ученика, принимает весь багаж знаний своего учителя, будь тот турком или арабом. Зачастую молодые люди, не обладающие критическим мышлением, не способны определить, что можно перенимать, а чего нет. Ведь способность к сравнительному анализу зависит от уровня знаний и опыта. Кроме того следует учитывать психологическую сторону, ученик в качестве ведомого в обучении попадает под влияние харизматической личности учителя. В исламском образовании до сих пор сохраняется эта психология. Поэтому появление у каждого нашего студента по одному кумиру, устазу, муфтию в арабских странах – вполне естественное явление.

У этого процесса есть обратная сторона. К сожалению, вернувшись в свою страну, молодой человек любую проблему в сфере нашей религии рассматривает сквозь призму полученных знаний у своего учителя. Молодой человек не может выйти за рамки шаблонов, заданных учителем. В своей практике он использует ответы своего учителя, сформированные на основе его собственной истории, религиозной практики. Безусловно, это вопросы фетв. Это проблемы религиозных норм. Это традиции и обычаи. Это проблемы аксиологии. Так возникают дилеммы. Так проявляется экстремизм на религиозной почве.

Вообще, нам необходимо познание сути религии. Отношение казахского народа к религии можно образно сравнить с отношением к матери. А любви к матери, познанию, изучению ее мудрости мы должны учиться не у далеких арабов, а у наших мудрых предков, живших именно в этом пространстве. Находить ответы на свои вопросы, изучая духовно-нравственные ценности казахов, которые веками формировались на основе Ислама.

Познать религию – значит не просто знать язык. Религия очень тесно связана со всеми слоями культуры. Если вы считаете, что познание религии – это всего лишь знание языка, то я видел множество арабов, говорящих на арабском, но ничего не знающих об исламе.

Действительно, язык нашей религии, как и язык Корана – на арабском. И обязанность мусульманина – освоить язык Священного текста. Но это не значит, что нужно заимствовать и привозить из этих стран все их религиозные познания, менталитет, их религиозную практику, ценности и сознание. Познать религию – не значит подражать во всем арабам. А для это необходимо иметь собственное национальное достоинство, глубже изучать религиозное познание казахского народа, которое, нам ближе и роднее всего.

Досай Кенжетай,

профессор, доктор философских и теологических наук,

директор научно-исследовательского центра «Яссауи»

Тэги: мазхабУчитель
Поделиться2Твитнуть1ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Статьи

В Кокшетау салафиты срывают плакаты в мечетях

20.03.2020
Новости

ВКО: турецкий учитель был удостоен почести

20.01.2020
Загрузить еще
Следующий пост

Сын палестинского имама стал президентом

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00