Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Арабский мир устал от политизации ислама

23.01.2019
в Статьи
0
171
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

В декабре т.г. на ежегодном «Арабском стратегическом форуме» участниками был представлен обзорный доклад — «Мечеть и государство: как арабы видят будущее». В нем содержались результаты опроса, проведенного исследовательской компанией YouGov (по заказу газеты Arab News и Арабского стратегического форума) среди жителей 18 стран региона MENA – Ближнего Востока и Северной Африки. Среди затронутых исследователями проблем рассматривалось и взаимодействие религии и политики.

Согласно результатам опроса, жители Ближнего Востока и Северной Африки остаются весьма религиозными. 66% опрошенных отнесли себя к практикующим религию людям, 17% ответили, что они исповедуют религию, но не практикуют ее регулярно.

Еще 4% респондентов сказали, что они принадлежат к определенной религии, но не являются практикующими верующими. И только 13% не исповедуют никакую религию. Исследователи поинтересовались, насколько религиозным жители MENA воспринимают арабский мир в целом. Оказалось, что очень религиозным или отчасти религиозным его признают 56% арабов и только 25% полагают, что он не такой уж и набожный, как принято думать.

Какой арабы видят свою родную страну? 72% респондентов отметили, что считают свою родину либо весьма, либо в небольшой степени религиозной, остальные 28% не разделили подобное мнение о своих государствах, при этом 16% арабов сочли свои государства не религиозными и даже светскими. Наибольшее количество респондентов, считающих свою страну очень религиозной, дал Йемен (84%). В некоторой степени религиозной сочли свою страну 84% опрошенных из Судана.

Общий результат в 72% вызвал удивление у ряда экспертов. Так, Абдулхалик Абдулла, бывший председатель Арабского совета социальных наук, заявил Arab News о своих ожиданиях, что 90% арабов сочтут свои страны религиозными. Тот факт, что 28% представителей арабского мира не видят свою родину таковой, по его мнению, может свидетельствовать о том, что молодое поколение арабов становится более открытым и терпимым к другим общинам, оно остается набожным, как и старшее поколение, но смотрит на многие вещи не только через призму религии.

Исследователи задались вопросом, насколько тесно, по мнению граждан стран Ближнего Востока и Северной Африки, могут быть связаны религия и политика. У респондентов поинтересовались, считают ли они, что вероучения служат фактором политики? 44% отметили, что они категорически не согласны или в некоторой степени не согласны с такой точкой зрения. 19% не могут выразить четкую позицию по данному вопросу, а 13% предпочитают не затрагивать данную тему.

Только 22% определенно согласны или отчасти согласны с тем, что их религия имеет отношение к политике. В ряде стран значительное число граждан не поддерживают данное суждение, например, в Судане (79%), Ливии (75%), Ираке (74%), а также в Ливане (73 %), Сирии и Йемене (71%). Также стало известно, что 60% арабов полагают, что в их государствах решения по вопросам религии повлияли на общественные постановления, принятые правительствами. Наиболее убежденными в таком положении дел среди жителей региона MENA оказались иракцы (75%) и ливанцы (63%). Что касается вопроса о религиозном законодательстве, то 62% респондентов согласились с утверждением о том, что в их странах необходимы религиозно мотивированные правовые нормы для поддержания морали.

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025

Согласно выводам YouGov, многие жители региона против апелляции к вере со стороны политических партий. 58% арабов не поддерживают использование религии в политических целях: 43% опрошенных заявили о том, что они категорически не согласны с использованием религии для получения политической выгоды, еще 15% отметили, что они в некоторой степени против подобного положения дел. Особенно категорично против использования веры для получения политического преимущества оказались настроены жители Ливана (74%) и Ирака (73%), что можно связать с недавно вспыхнувшими протестами в этих странах. Только 7% арабов полностью поддержали использование религии в политических целях, в некоторой степени с этим согласны 8% опрошенных.

По мнению Абдулхалика Абдуллы, выводы исследования YouGov свидетельствуют о том, что дни использования религии в политических целях прошли, арабы стали понимать, что религиозные политические партии не настолько искренни в своих проповедях, как думали ранее. Любопытно и то, что именно граждане Ирака и Ливана более остальных склонны предполагать, что в мире было бы меньше войн, если бы религия и политика были бы разделены: этой точки зрения придерживаются 68% иракцев и 65% ливанцев, в то же время во всем регионе эту позицию разделяют 35% арабов.

Исследование также прояснило степень обеспокоенности жителей региона разными проблемами. Оказалось, что те из проблем, которые связаны с религией, волнуют не настолько сильно, чтобы считать их главными, в отличие от коррупции (для 57%), миграции (для 43%) и безработицы (для 42%). Только 7% арабов считают экстремизм самой важной проблемой в своей стране. Жители Ирака, Ливана, Сирии, Ливии, Палестинской автономии, Йемена и Судана более склонны видеть в сектантстве угрозу (20% респондентов), чем жители Египта, Алжира, Иордании, Марокко, Туниса (3% опрошенных). Еще 9% жителей MENA думают, что важную проблему для их стран представляют религиозные политические партии, и снова можно увидеть, что жители Ирака, Ливана, Сирии, Ливии, Палестины, Йемена и Судана воспринимают их наличие острее (этот ответ выбрали 18%), чем жители Египта, Алжира, Иордании, Марокко, Туниса (5%). При этом 15% граждан обеспокоены вопросом отхождения от веры, но в этом случае граждане Ирака, Ливана, Сирии, Ливии, Палестины, Йемена и Судана менее склонны считать это главной проблемой для своей страны (9%) в отличие от граждан Египта, Алжира, Иордании, Марокко, Туниса (18%).

Также исследователи задались вопросом о том, каким арабы видят следующее десятилетие в своих странах. Выяснилось, что 35% опрошенных полагают, что разделение мечети и государства не приведет к снижению религиозной практики. Такой ответ был наиболее популярным. Вместе с тем, когда речь зашла об оценке процесса секуляризации в будущем, 37% арабов сочли, что он окажет потенциально негативное влияние. Чаще остальных так высказывались жители Алжира, Египта, Иордании, Кувейта, Ливии, Туниса и Йемена. Тем не менее 32% думают, что в течение 10 лет секуляризация окажет нейтральное или положительное воздействие на страны арабского мира, при этом положительное отношение к секуляризации чаще высказывалось там, где происходили конфликты, например в Ираке, Сирии и Ливане.

Опрос также показал: немало арабов думают, что в их регионе много экстремистских и политических организаций, связанных с религией. 37% полагают, что в грядущем будет меньше политических партий, мотивированных экстремизмом, 16% полагают, что их количество не изменится, 22% думают, что их число увеличится. Примечательно, что 47% арабов полагают: в следующее десятилетие именно умеренный ислам будет усиливать свои позиции во всем регионе. Что касается прогнозов относительно взаимодействия разных религиозных организаций в регионе, то 46% арабов полагают, что за 10 лет во многом или в некоторой мере возрастет межобщинное сотрудничество. Только 14% думают, что оно уменьшится, а 23% – что останется без изменений.

kazislam.kz

Тэги: государствоисламПолитика
Поделиться4Твитнуть3Поделиться1Поделиться

Похожие записи

Ислам

Различие между традициями и религией

05.12.2020
Новости

Владимир Познер изучает Коран

23.11.2020
Загрузить еще
Следующий пост

В Британии открылась студия записи нашидов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00