Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Деятельность нетрадиционных религиозных течений в Казахстане

04.12.2017
в Общество
0
1.3k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Конец 80-начала 90-х годов XX века занимает особое место в истории постсоветских республик Центральной Азии. Он известен в истории как «переходный этап», характер этого времени ознаменовался не только серьезными политическими событиями, но и глубокими социальными сдвигами и идейными трансформациями. Кризисные явления 90-х гг. повлекли за собой появление и формирование на территории Казахстана новых религиозных организаций и движений.

В условиях отсутствия общенациональной, воспринимаемой и поддерживаемой населением идеологии, низкого образовательного уровня среди священнослужителей различного рода миссионеры активно проводили воспитательную и идеологическую работу среди населения, особенно среди молодежи. В республике с начала 90-х гг. активно отмечался рост численности сторонников нетрадиционных религий и движений, проповедующих религиозно-мистические и реакционные учения. Возникшие и действовавшие в Казахстане религиозные организации были весьма разнородными по характеру, структуре и идейным принципам [1].

Опасность распространяемого нетрадиционными исламскими течениями учения т.н. «чистого ислама» в казахстанской среде заключается в том, что большинство населения, имея слабое представление о традиционном для Казахстана исламе, подразумевают под «возрождением» веры принятие ислама в его первоначальном виде, в т.н. кораническом исламе времен пророка Мухаммеда. Распространители данной версии ислама в лице, прежде всего, различных радикальных религиозных организаций небезосновательно полагают, что, играя на религиозных чувствах, акцентируя внимание людей на разнице между местным («неправильным») и кораническом исламом времен пророка Мухаммеда, можно легко направить деятельность населения на достижение поставленных политических целей – создание исламского государства. Данное сообщество наших граждан становится не просто отчужденным от остального общества, но и социально опасным, учитывая изначально известную антигосударственную, антисоциальную направленность деятельности данных организаций.

Одной из первых подобных организаций, которая начала вести свою активную пропаганду в регионе, в том числе и в РК была партия Хизб-ут-Тахрир. В своих работах религиозного содержания авторы делают больше ссылки на собственные умозаключения и обоснования «разума», чем на основы религии и доказательства Корана и Сунны. Что уже, по сути противоречит принципам вероучения и фикха [2]. Изучение экспертами имеющейся учебно-методической и пропагандистской литературы партии Хизб-ут-Тахрир показало ее экстремистский характер.

Деятельность религиозной партии Хизб-ут-Тахрир в Казахстане начала проявляться еще в 1990 годы в южных областях республики. С конца 1990-х гг. вплоть до 2004 г., согласно данным МВД, она продолжала действовать в юге страны. Начиная с 2005 г. деятельность его адептов начала распространяться по всей республике. Основными методами работы данной партии было распространение листовок, книг и брошюр религиозного содержания, видео- и аудиокассет экстремистского содержания. Большинство членов партии Хизб-ут-Тахрир было привлечено к уголовной и административной ответственности за хранение и распространение листовок, книг и брошюр названной партии. В связи с участившимися арестами, рядовых ее членов и пристального внимания со стороны правоохранительных органов, в настоящее время деятельность Хизб-ут-Тахрир имеет имплицитный скрытный характер.

Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение младших старшим и простых членов – лидерам, сплоченность и взаимопомощь, в особенности ярко выраженная антигосударственная направленность делают Хизб-ут-Тахрир весьма опасной для дестабилизации ситуации как в Казахстане, так Центральной Азии [3].

Другая религиозная миссионерская организация «Таблиги Жамаат» появилась в конце 1990-х гг. В Казахстане члены этой организации базировались практически исключительно в мечетях и исламских центрах спонсируемых пакистанскими религиозными организациями. Это миссионерское направление, которое видит развитие ислама через «дауат» (призыв) к исламу, доведение основ ислама от дома к дому. При этом у «Таблиги Жамаат» отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой — так же, как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации.

140-летие Мыржакыпа Дулатулы: жизнь, творчество и наследие

140-летие Мыржакыпа Дулатулы: жизнь, творчество и наследие

25.11.2025
От идеи к институту: Тюркской академии — 15 лет

От идеи к институту: Тюркской академии — 15 лет

19.11.2025

Наряду с распространением движений нетрадициционных исламских течений суннитской направленности, в Казахстане в 90 гг. активизируется деятельность суфийских общин. Наиболее известными, из которых являются суфийская группа «Исматуллах-максум». О деятельности данной группы стала известно из сообщений казахстанской прессы, когда ее лидер был выдворен за пределы республики в связи с не регистрацией в ДУМК. Параллельно шло распространение других суфийских групп, таких как «Сулейменши», «Хазрат Ибрахим», «Нурджулар» и других разнообразные по структуре, по целям и методам достижения. Основным местом базирования данных групп является южные регионы республики.

Рассмотрение динамики событий и хода развития нетрадиционных течений позволяет условно выделить три этапа распространения:

  • 1990-1996 гг. – период начала проникновения и деятельности данных движений в Казахстане и их распространение. При этом первоначально силовые структуры еще не предпринимали никаких действий по противодействию;
  • 1997-1998 гг. период относительной стабильности и роста приверженцев нетрадиционных течений. В этот период происходит активное распространение псевдоисламских учений среди населения;
  • 1999-начало 2007 гг. – спад активности вследствие усиления действии со стороны государственных органов;

Приведенная периодизация не является абсолютной, так у каждого из течений имеют свои временные отличия и специфические особенности развития.

Основным направлением государственных органов по противодействию и борьбе со сторонниками нетрадиционных исламских течений явились уголовные преследования и наказания в виде длительного отбывания срока в местах лишения свободы. Как свидетельствует мировая практика, подобная методика имеет как положительные моменты, так и отрицательные.

Литература:

  1. Джалилов З.Г. Ислам и общество в современном Казахстане. Алматы «Драйк- Пресс», 2006.
  2. Абд аль-Малик Абу Ибрахим ибн Юсуф, «Опровержение опасного заблуждения Хизб-ут-Тахрир». Управление внутренней политики Карагандинской области, Караганда, 2008.
  3. О «Хизб ут Тахрир» //http://www.easttime.ru/reganalitic/1/139p.html.

Подготовила Карамендинова Айнур

Поделиться30Твитнуть19Поделиться4Поделиться

Похожие записи

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост

Деятельность нетрадиционных религиозных течений в Казахстане

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00