Сегодня существует латентная конкуренция между религиозными и научными знаниями. История повторяется. В средние века, до эпохи позитивизма, когда распространялись вирусные эпидемии такие, как чума, жизненно важным для человечества стоял вопрос научного познания. А в настоящее время возникла обратная стихия. В вопросах замены, переливания крови и вакцинации, истинную свою суть демонстрируют религиозные учения «Свидетелей Иеговы». В этой связи и мусульмане, апеллируя к наличию спирта в вакцинах, называют его запретным и отказываются от него. За этим естественно стоит религиозная идентичность и познание.
Учитывая эти общественно-психологические изменения, вносимые поправки в некоторые статьи законов являются требованием времени. И одна из таких поправок – вопрос о вакцинации. Проблема вакцинации в основном является медицинским, однако мотивы, побуждающие граждан к отказу от этой процедуры, в основном происходят по религиозным убеждениям. По этой причине мы не можем отнести данную проблему к медицинскому сектору. В этом лежит диалектические различия между религиозным и научным познанием мира, о которой говорили выше. Статья, согласно которой «родители или законные представители несовершеннолетнего ребенка должны принимать участие в профилактических мерах против инфекционных и паразитарных заболеваний, согласно установленному порядку в законодательстве Республики Казахстан», заполняет этот пробел. Как мы видим, закон возлагает ответственность за исполнение данных предписаний на родителей и законных представителей ребенка, а не на самого ребенка.
Данное явление в обществе исходит не только со стороны родителей. Сегодня существует молодежь, чьи религиозные познания далеки от исторических и традиционных религиозных познаний, которая в этой связи уже не признает авторитет и власть родителей. Среди них достаточно и тех, которые обвиняют родителей в неверии, пренебрегают их достоинства и ведут себя так, будто знают все лучше, чем окружающие. Такая молодёжь, вовлекаясь в ошибочные религиозные течения, породила «эпидемию талака». Уже уши вянут от звуков плача и рыдания. Слыша фразы, «оставил меня, обманул меня, отдал меня кому-то», создается мнение, что наше гражданское сознание меняется на религиозное. За этим стоит разрушение единства в семье, традиционной правопреемственности и вступление молодежи в джамааты, которые ни во что не ставят воспитание, данное им родителями.
В этом явлении, прежде всего, отводится внимание беспрецедентному влиянию деструктивных религиозных течений. Эти нарывы образовались в результате распространения религиозных учений «ахишками и ухтишками» в противовес и параллельно институту хужры. Государство, хоть и постфактум, но в целях нивелирования данной проблемы принимает дополнительные пункты в закон. К примеру, «люди не будут допускаться к религиозному обряду бракосочетания или расторжения, при отсутствии свидетельств о заключении или расторжении брака от органов регистрации». Это не умаление религиозных обрядов, как говорят некоторые религиозные деятели, напротив, это светское требование, направленное на повышение авторитета религиозных обрядов.
Асылбек Алтынбекұлы