Лошадь издревле занимало важное место в быту и культуре казахского народа, которая имеет большой след из древности и это неудивительно, казахи были кочевым народом.
Немного из истории
В научном сообществе не окончательного мнения о родине доместикации лошадей, но Казахстан входит в число стран, где возможно произошла доместикация лошадей.
История одомашнивания лошади в Казахстане уходят своими корнями в неолитическую эпоху, при которой сложились все условия для формирования элементов производящего хозяйства.
В тот исторический период на обширные и лесные территории переселяются различные сообщества, что привело в итоге к созданию новых культурно-исторических культур, одним из которых стала Ботайская культура, назвали ее по названию близлежащего села (исследователь Виктор Зайберт).
Площадь найденного археологами поселения довольно внушительная и составляет примерно 15 гектаров. Здесь было найдено много жилищ, и хозяйственных построек. Но еще больше археологов удивила другая находка помимо костей человека, были найдены многочисленные останки животных, анализ показал, что это кости лошади. Исследуя кости лошадей, ученые выяснили, что в среднем лошадь у ботайцев жила от 4 до 5 лет и более, что подтверждало идею доместикации, а не охоты на этих диких животных.
Многие археологи свидетельствуют, что в курганах на территории Казахстана часто вместе с хозяином хоронили либо головы лошадей, либо шкуры. На годовые поминки казахи обязательно закалывали лошадь, что было символом того, что умерший достигал своих предков к этому времени. Культ коня до сих пор остается загадкой для многих исследователей.
Лошадь и спорт
Для кочевого жителя и воина — конь обязательный атрибут. Неудивительно что у казахов существовали разнообразные игры, связанные с лошадью. Их разнообразие поражает воображение: аламан бәйге, тоқ бәйге, жорға жарыс, құнан бәйге, көкпар, қыз қуу, аударыспақ, теңге алу, жамбы ату и т.д.
Упоминание лошадей в устном народном творчестве казахской культуры
Описание лошади в эпосах казахских батыров имеется практически во всех эпосах.
Так, конь Алпамыса Байчубар советует своему хозяину, как поступить, чтобы тот смог «преодолеть путь в сорок дней пути за один момент»: Не натягивай удила, Чтоб исполнить наши дела. Внешний вид богатырского коня отличается от других лошадей. Таковы конь Тарлан батыра Ер-Таргына, конь Тайбурыл батыра Кобланды, конь Байчубар батыра Алпамыса, о котором говорится, что «с неба сорок старцев сошло, старцы отвратили удар хозяина».
Элемент лошади в культурно-обрядовой жизни казахов
По поверьям казахов и кыргызов лошади считались священными (киелі) животными и наделялись свойствами оберега, талисмана — «құт» — приносящего счастье, богатство, удачу.
У многих кочевых народов было распространено древнее представление о магической силе конского волоса. Шаманы многих народов обматывали свои ритуальные бубны конскими волосами. У кыргызов имелись своеобразные талисманы, являвшими собой «катышки» лошадей (жылкынын тизеги), перевязанные конскими волосами. Этот талисман должен был вызвать обилие лошадей и вообще прибыль.
Герои тюрко-монгольских эпосов, попав в затруднительное положение, сжигают волосок, который ему дает конь при расставании, и таким образом вызывает его.
Также отдельные обряды были связаны с лошадью, а именно деторождение. Так после истечения сорока дней ребенка переносили через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров — «Үзенгіден өткізу».
Так человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака — одно из семи сокровищ», — гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами. Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречается и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречается вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» — так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной.
Все это позволяет утверждать, что, если у казахов не было «культа лошади», но факт существования наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными очевиден.
Источники:
— Зайберт В.Ф. Ботайская культура. — Алматы: «Қазақпарат», 2009. — 576 стр.