Сегодня широкое распространение получили представители так называемых «деструктивных религиозных течений», которые сеют смуту в обществе. Нередко они становятся героями телевизионных сюжетов и газетных публикаций.
Но до этого времени не поднималась тема об их детях. Как известно, в прошлом году в рамках гуманитарной операции «Жусан», дети, которых родители забрали в Сирию, были возвращены на Родину. Хочется верить, что им удастся стать полноценными членами нашего общества, образованными, справедливыми людьми, патриотами Казахстана.
А как живут дети наших соотечественников, которые считают, что они являются «салафитами», приверженцами «истинного ислама». Какое воспитание они получают? В связи с этим я хотела бы рассказать о ситуациях, с которыми приходилось сталкиваться по работе.
В семьях многих приверженцев деструктивных течений обычно растут по несколько детей. При встрече с ними мы часто замечаем, что они находятся под давлением. Им запрещено дружить со сверстниками. Их присутствие в социуме ограничивается временем, проведенным в школах.
Оказывается, многим из них родители не рекомендуют посещать уроки музыки, рисования и другие занятия творческой направленности. Также за пределами школьного двора заставляют носить хиджаб. Как показывает практика, девочки в таком одеянии зачастую становятся объектами насмешек, другие дети их обзывают «старухами».
Кроме того, такие дети избегают праздничных мероприятий в школах. Так как родители убедили их в том, что Новый год, 8 марта и другие праздничные даты идут вразрез с религией. Теперь представьте себе, насколько тяжело это для детской, еще не сформировавшейся, психики…
Как-то раз в процессе работы разговорились с женщиной, которая сумела выбраться из-под влияния деструктивного течения. По ее словам, муж всегда был против ее выхода из дома: считал, что другие мужчины, «фитна», музыка отвлекают ее от «веры».
– Мы жили в многоэтажном доме, поэтому я не выводила детей гулять на улицу. Даже была против того, чтобы они играли с соседскими детьми. Считала, что соседи «не знают Аллаха», «дали детям неправильное воспитание», и таким образом оберегала своих детей. Детство моих ребятишек проходило в четырех стенах. Иногда показывала мультфильмы, но без звука. Муж строго предупредил, чтобы они «не привыкали к музыке», – сказала она.
Как оказалось, у псевдоверующих есть свои принципы при покупке игрушек. По словам женщины, разрешается покупать только игрушки, которые «не поют и не танцуют», «без глаз», т.е. не похожие на живых существ.
Еще один случай, от которого волосы встают дыбом, рассказала жена псевдосалафита. Когда она повела сына в первый класс, он очень сильно испугался, плакал и без конца твердил, что боится оставаться. Потому что с детства привык находиться в ограниченном пространстве.
Когда женщина сообщила об этом мужу, он не увидел здесь ничего плохого, напротив, поручил жене предупредить учительницу о том, чтобы она не заставляла их сына петь гимн страны, а также не привлекала к участию в праздничных мероприятиях.
Такие ситуации встречаются часто. Но мы не можем помочь детям в обход родителей. В отдельных случаях некоторые люди настраивают своих детей даже против Родины, государства. Мы наблюдаем, как дети испытывают давление со стороны собственных родителей.
Сложно сказать, что дети, получившие такое воспитание, внесут завтра свою лепту в развитие общества. Поэтому необходимо, чтобы школьные психологи более тесно работали с ними: проводили индивидуальные беседы, открывали им глаза на реальные вещи, подружились с ними и способствовали их социализации.
Нурзия НИЯЗБЕКОВА,
специалист центра исследования религиозных проблем
Кызылординского областного управления внутренней политики
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ