Тематика религиозного экстремизма и терроризма не нова для Казахстана, ввиду произошедших в стране ряда терактов и участия более сотни казахстанцев в горячих конфликтах в афганской и сирийско-иракской зонах.
Какую опасность представляет религиозный экстремизм и терроризм для личности, семьи и общества мы решили уточнить у доктора философских наук, религиоведа Гульнар Джумановой.
– В чем опасность религиозного экстремизма?
Религиозный экстремизм многолик и его опасность имеет множественный, разносторонний характер, проявляющийся в следующих чертах:
– нетерпимость по отношению к людям других вероубеждений, к инакомыслящим, разжигание религиозной розни и вражды;
– чувства «богоизбранности», «религиозной исключительности», «превосходства» единоверцев над другими людьми;
– фанатизм, иррационализм, антиинтеллектуализм, запрет на свободомыслие и критическое мышление;
– насилие и жестокость, готовность убивать и быть убитым во имя веры;
– сектантство, которое физически, психически, морально эксплуатирует человека, лишает его независимости, свободы, изолирует от общества.
– консерватизм и архаизм – идеализацию прошлого, неприятие нового, регресс личности, общества и государства;
– утопизм – несбыточные мечты о божественном спасении, рае, царстве Божьем, всемирном халифате и т.д.
– надэтничность и космополитичность – отрицание национально-культурных особенностей, абсолютизация, примат религиозного над этническим началом, всемирной религиозной общины над национальной государственностью.
– Как экстремисты относятся к светскости и национальным обычаям?
– К светскости экстремисты относятся крайне отрицательно, сводя ее, по сути, к атеизму, что, конечно, не соответствует действительности. Религиозный радикализм отрицает принципы демократии, равенства прав и свобод всех людей независимо от религиозной принадлежности. Кроме того, религиозный радикализм отвергает национальные традиции и обычаи, этническую и гражданскую идентичность.
Одновременно религиозный экстремизм навязывает свою узкоконфессиональную идентичность, раскалывает общество по религиозному признаку. Следствием религиозного радикализма является изоляция, сепаратизм радикально настроенных верующих и их общин от семьи, народа, общества и государства.
– Есть ли признаки, по которым можно определить вхождение человека в ареал экстремизма?
Отечественными и зарубежными экспертами выделяются немало индикаторов, определяющих вовлеченность человека в радикально-экстремистскую среду.
Можно определить внешние (поведенческие) и внутренние (идейные, ценностные) маркеры. Однако среди главных признаков вовлеченности человека в идеологию и практику религиозного экстремизма – это разрыв прежних связей и отношений, социальная изоляция, уход из семьи, нетерпимость к иным взглядам, убеждениям, традициям и формам культурной жизни.
Также среди симптомов можно выделить, опираясь на данные правоохранительных органов, следующие:
1) Изменились взгляды. Неофит эмоционально и агрессивно реагирует на суждения и мнения окружающих людей по теологическим вопросам. Навязывает свое мнение в качестве истинно верного;
2) изменились интересы и приоритеты. Он меньше интересуется семейными делами, становится равнодушным к родным и друзьям, работе и учебе;
3) изменились привычки. Много времени уделяет чтению религиозных книг и молитвенных текстов, скрупулезному исполнению всех религиозных предписаний. Изменились привычки в быту (одежде, еде, развлечениях и т.д.);
4) изменилось поведение. Неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные и привычные вещи;
5) изменился образ жизни. Ограничилось общение с друзьями и коллегами по работе; появилось множество телефонных звонков, писем; происходит увеличение количества встреч в неделю (собраний, семинаров и пр.); возможны поездки по стране и за границу, не связанные с работой;
6) увеличение денежных затрат.
Необходимо понимать, что пути религиозной радикализации человека разные, прежде всего, это близкое окружение, а также через Интернет, социальные сети и другие каналы.
– В чем опасность радикализации для личности, семьи и в целом для общества? Чем она выражается?
– Опасность религиозного радикализма для личности в том, что она становится зависимой, разрушаются ее физическое, психическое, моральное, духовное здоровье; она лишается материального благополучия. Религиозный радикализм существенно ограничивает возможности для полноценного, всестороннего и гармоничного развития, самореализации личности, доступ ее к основным благам цивилизации (образованию, науке, медицине, культуре, искусству и т.д.). Радикализм отвергает светское образование, признает только узкорелигиозное образование, основанное на буквализме, фанатизме, иррационализме, отрицании плюрализма мнений.
Угроза религиозного радикализм для семьи в том, что она распадается под влиянием радикальной религиозной идеологии, деформируются семейные отношения. Нормой становятся неуважение родителей, старших, нигилизм, обвинение в неверии, нетерпимость и другие отрицательные качества. Проявляются нездоровые отношения в семье, физическое и психическое насилие в отношении женщин и детей, частые разводы супругов и т.д. Насаждаются архаичные семейные ценности и нормы, дискриминация женщины.
В целом, религиозный экстремизм обесценивает кровную семью. Главной становится теперь религиозная семья (религиозная община), она важнее родной семьи, близких людей, коллектива, общества, государства и т.д. Из-за разногласий, несовместимости ценностей и идейных убеждений неофиты уходят из семьи, дома.
Религиозный радикализм представляет угрозу для общества. В социуме утрачиваются объединяющие традиционные ценности и нормы, ослабевают единство, сплоченность. И наоборот, насаждаются ксенофобия и нетерпимость, консерватизм и архаизм с их идеализацией прошлого. Одновременно отвергаются свободомыслие, модернизация общества.
– Как противостоять религиозному экстремизму?
– Силовыми методами победить религиозный экстремизм как социальную опасность, социально-психологическую болезнь невозможно, но можно его минимизировать и предупредить.
Используя медицинскую терминологию, чтобы остановить распространение недуга необходимо проводить системную профилактику, формировать как индивидуальный, так и коллективный иммунитет. Только в этом случае можно эффективно противостоять данной социальной болезни, ее масштабным последствиям для общества. Экстремизм подобен вирусу, чтобы нивелировать его негативное влияние, необходимо глубоко и всесторонне изучать деструктивную сущность, особенности религиозного радикализма, угрозы, исходящие от него, проводить своевременные превентивные меры.
В этой связи, в первую очередь, необходимо формировать духовный иммунитет на индивидуальном и социальном уровнях. Духовный иммунитет – это фильтр, который отделяет всё чуждое, вредное и опасное из нашей жизни. Вместе с тем отсутствие духовного иммунитета приводит к уязвимости, восприимчивости личности и общества к чуждым, опасным идеям и практикам, нормам, традициям и образу жизни, слепому их заимствованию.
Сегодня большую профилактическую работу в рассматриваемой сфере проводят наши государственные органы совместно религиозными объединениями, неправительственными организациями страны. Только сотрудничество, солидарная ответственность субъектов всех уровней способны остановить распространение религиозного экстремизма как в Казахстане, так и в других регионах мира.
Спасибо за интервью
Продолжение следует
БС