Отечественный религиовед Гульназ Раздыкова рассказала о типологии салафитских проповедников.
Даъватчики (т.е. те, кто занимаются призывом) у салафитов бывают 3-х видов:
1) Явные, одиозные, фанатичные салафиты, которые не скрывают свои религиозные убеждения (т.е. салафизм), а наоборот, везде его пытаются показать, очень демонстративно ведут себя в обществе, и делают это главным кредом и фишкой своей жизни. Особенно хорошо это видно по отсидевшим салафитам. Такие как Ринат Абу Мухаммад, Абдуррахим Башпаев, Дильмурат и т.д.
2) Лайтовые даъватчики, которые тоже знают, что по чём и к чему призывать, но только делают это завуалированно, не кричат везде про салафизм, но при этом «мягко» накидывают салафитские ценности. Вот к этой категории и относятся разные блогере, представители искусства, медийные личности. Те, которые прекрасно осознаю кто они и что им надо от толпы.
3) Это ванильные салафиты. Те, кто заряжены салафитскими ценностями и пониманием религии и культуры через призму этих ценностей, но при этом сами не знают об этом и не считают себя салафитами. К этой категории можно отнести многих блогеров, артистов, спортсменов, политиков и т.д., которых хорошо обработали салафиты, но только они этого не поняли. Сами того не подозревая, они становятся источником салафитской идеологии для толпы фанатов и подписчиков.
Необходимо помнить, что салафизм является не религией, а политическим движением, которое стремится к главенству своей фанатичной догматики над государством. Салафиты враждебно настроены против государства, представителей власти, постоянно вступают в конфликты с имамами ДУМК. Они объявляют так называемый такфир людям, не читающим намаз, объявляя их «кафирами», что для традиционных мусульман является большим грехом
По официальным данным, в Казахстане насчитывается около 15 тысяч приверженцев салафизма, по неофициальным данным, около 20 тысяч салафитов. То, что традиционно у арабов, в том числе верование, язык, одежда, обычаи, не может быть таковым и в наших степях, в том числе и т.н. «чистый ислам», однако у нас это уже распространяется. Необходимо развивать государственную идеологию на основе Конституции светского государства, традиционную культуру и духовность. Наши соседи в Узбекистане, Таджикистане, Татарстане и др. после многих лет идеологических дискуссий и борьбы в итоге пришли к идее защиты своего традиционного понимания ислама.
Любая пропаганда салафизма/ваххабизма должна быть запрещена на государственном уровне
Это вирус, против которого необходимо внедрять не только вакцинацию, но и карантин. Иначе мы не сможем остановить его распространение в нашей стране и вылечить тех, кто уже заражен».
Любая пропаганда салафизма/ваххабизма должна быть запрещена на государственном уровне
Это вирус, против которого необходимо внедрять не только вакцинацию, но и карантин. Иначе мы не сможем остановить его распространение в нашей стране и вылечить тех, кто уже заражен».
У представителей салафитского течения в Казахстане есть влиятельные покровители практически во всех сферах казахстанского общества. Салафиты имеются среди бизнес-элиты, акынов-айтыскеров, представителей шоу-бизнеса, различного рода общественных деятелей, журналистов, экспертов, политологов и прочих, которые хоть и не называют себя салафитами публично, но фактически ими являются. Умеренность эта является достаточно условной, весьма относительной и крайне зыбкой, тогда как радикализм заложен в самих основах салафизма. А перейти от одной формы радикализма к другой они могут и при полной свободе. Более того, свободный салафитский призыв является для этого гораздо более благоприятной средой, чем его запрет.
Салафизмнің дұрыс атауы — ваххабизм. Кейінгі кезде осы ваххабизм сөзі жиі қолданылып жүр. Ваххабизм араб әлемінде он сегізінші ғасырдың соңында пайда болды. Ол біздің менталитетімізге де, біздің уақытымызға да сай келмейді. Ваххабизм — Құран исламынан ауытқушылық. Шейх Мұхаммед Абдул Ваххабтың миссиясы арабтардың азып-тозып, бұзық жолға түсуіне байланысты шыққан. Оның идеологиясы жақсы болғанымен, сол идеологияны жүзеге асырған стратегиясы қанға толы еді. Ол адамдарды түзу жолға қандай тәсілмен болса да салу керек деп шешкен. Күні өткен діни доктринаны бүгінгі менталитетке, бүгінгі мәдениетке әкеліп таңу өте шолақтық. Сондықтан ваххабизмді көптеген елдер атымен қабылдамайды.
Қазіргі таңда Қазақ жұртына мазхабы жоқ деген ұғыммен қарайтын салафилер деп аталатын ағым бар. Олар бұрынғылар талқыға салып аражігін айқындап қойған кебір тақырыптарды бүгінгі қоғамда өзекті мәселеге айналдырып, діни сауаты төмен, қарапайым халықтың басын қатырып, мешіттің құтын қашырып жүр. Олар өздерін «салафтардың жолын ұстаймыз, біздікі ғана дұрыс» дейді.
салафизм ол — Екі адамды ұрыстырып, ортасынан пайда табу секілді бір мемлекетті ішінен топалаң жасау да пайда табудың бір түрі ғана. Бұл жерде дін жоқ, тек бизнес бар. Осы себепті де салафизмге дін ретінде тыйым салынуға тиіс.
Салафи́я (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники») — движение в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как «бида» все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом[1].