Бидъа – нововвведение.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто внес в Ислам хорошее действие, будет воздаяние за это действие и следование других этому действию». (Муслим)
Сегодня мы являемся очевидцами разделения мусульман, по причине невежд, на течения и группы. Именно невежды берутся выносить очень тяжелые, даже для ученых-муджтахидов, решения. И как результат, из-за недостатка знаний и непонимания религии, невежды начинают обвинять в неверии или заблуждении всех, кто не согласен с их ограниченными взглядами. При этом невежды не обращают внимания на то, что их «авторитетные» мнения не имеющим веса в религии. Более того, их взгляды ни в коей мере не имеют не связаны с религией.
В качестве примера сказанному можно привести взглядов так называемых «саляфитов», касающиеся такого понятия, как «бидъа».
Следует заметить, что понятие «бидъа» является одним из муссируемых тем саляфитами, искажаемыми ими наряду с такими темами как Таухид (единобожие) и следование Сунне.
По мнению саляфитов нововведением (бидъа), то есть искажением религии, является все, о чем явно не говорится в Священном Коране и хадисах, чего не было во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и праведных предшественников (саляфус-солихин). Так, по мнению саляфитов нововведением, искажающим религию, являются четки, дуа джамаатом после совершения пятикратной молитвы в мечети, проведение маулида, различных национальных обрядов, которые по своей сути не противоречат шариату. Если следовать данной логике, то мы, то есть мусульмане, не должны пользоваться такими достижениями науки и техники, как автомобили, компьютером, сотовыми телефонами и т.п. Ведь обо всем этом не сказано открыто в Коране и Сунне, всего этого не было во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сахабов, табигинов и атбагат-табигинов. А между тем, каждый мусульманин, в вопросах, связанных с основами религии, к чему можно отнести понимание «бидъа» (нововведение), должен опираться на мнение авторитетных ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа.
По мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, с точки зрения шариата, «бидъа» бывает двух видов:
- Недозволенная. Например: обвинение верующих в куфре, приписывание Всевышнему Аллаху органов и т. д.
- Дозволенная, например: исламские учреждения, четки, книги, маулид и т. д.
Нельзя сказать, что каждое нововведение является заблуждением, лишь по причине того, что этого не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как великие сподвижники и праведники вводили и после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) некоторые достойные нововведения. В качестве примера можно привести проведение тарауих-намаза в месяц Рамазан джамаатом в мечети. Это нововведение появилось во время правления второго праведного халифа Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Именно тогда мусульмане стали собираться в мечетях для совершения тарауих-намаза джамаатом. Во времена правления третьего праведного халифа Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) появился второй азан (призыв на молитву) в пятничный день, хотя этого не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а также в эпоху правления Абу Бакра и Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах). И таких примеров множество.
Имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Бидъа бывает двух видов:
- Похвальная – соответствующая Сунне.
- Порицаемая – противоречащая Сунне. («Хульяту Аль-Аулия»)
И таково мнение всех ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа. Так, имам Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Бидъа бывает порицаемой и одобряемой». «Тазхиб Аль-Асма»)
Понятно, что саляфиты приводят свои доводы, касаемые бидъа (нововведений). И одним из таких доводов, по их мнению, является хадис, в котором сказано: «Каждое нововведение – заблуждение». (Ахмад) Сразу же следует заметить, что данный хадис не указывает на конкретное нововведение.
Что же касается пояснений авторитетных ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа, касающихся этого хадиса, то, к примеру, имам Науауи по поводу данного хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Ученые разделили нововведения на обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное». («Шарху сахихи Муслим»)
Другой не менее авторитетный толкователь хадисов имам Хафиз ибн Раджаб, в толковании этого хадиса, сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то это нововведением в Шариате не называют». Также Хафиз ибн Хаджар сказал: «Цель слов «Каждое новшество – это заблуждение» – то, что появилось в религии без общего или частного довода и появилось после жизни Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение». («Фатхуль-Бари»)
Имам Аль-Газали сказал: «Не каждое нововведение является запретным, запретным является нововведение, противоречащее установленной сунне, более того, в некоторых ситуациях нововведение обязательно – если изменились причины (вынесение решения и т. д.)». («Ихья»)
Известный ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин сказал: «Нововведение бывает обязательным – как изучение знаний в ответ заблудшим и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и сунну. Бывает желательным – как строительство медресе и каждое благое, которое не было в основе (во времена Пророка). Бывает нежелательным – как декорирование мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья или одежды». («Хашият»)
Другой известный ученый ханафитского мазхаба имам Бадрудин Айнию, в толковании «Сахихуль Бухари», сказал: «Бидъа – это сотворение действий, которых не было во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в Шариате, то называют – одобренное нововведение, если же содержит плохое, называют – порицаемое нововведение».
Из вышесказанного следует, что не все, чего не было во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также праведных предшественников, является нововведением, искажающих религию. То есть, является запретным. И если кто-либо отрицает такие действия мусульман, как коллективное зикр (поминание Аллаха джамаатом), проведение маулида и т.п., то он должен аргументировать свою точку зрения аятом Корана, достоверным хадисом, иджма (коллективным согласием ученых), а не ссылаться на мнение отдельных личностей, «авторитетные» мнение которых противоречат основам религии.
Абдуссамат Махат
В хадисе, которое приводится в начале, понимается о действии, которое имело основу в Исламе. А если какое-то действие не имело основу в Исламе, то оно ересь, а всякая ересь в огне!