Как уберечь сознание наших казахстанцев от радикальной пропаганды в Интернете и вовлечения в деятельность деструктивных религиозных течений рассказал в интервью порталу «Kazislam.kz» директор КГУ «Информационно-аналитический центр по вопросам религий» Управления по делам религий Мангистауской области Азат Тасболат.
– Азат Ардакович, как молодежь попадает в среду пропаганды деструктивных религиозных течений в социальных пабликах?
– Как показывает практика, большинство молодых людей посещают сомнительные религиозные паблики из-за банального незнания основ религии. Поэтому пользователи, не обладая первоначальными знаниями в исламе, ведутся на яркий контент псевдосалафитских пабликов, где имеется красочное оформление, даются мудрые жизненные инфографики и картинки.
При этом, увы никто из них не проверяет происхождение данного аккаунта/сообщества в социальной сети, его религиозную принадлежность.
Вот так подписавшись на сомнительную религиозную группу, он постепенно втягивается в изучение непроверенных религиозных знаний вплоть до его распространения на своей личной странице в соцсетях.
– На каких социальных платформах больше всего представлены аккаунты религиозных объединений и религиозных течений?
– Сегодня они представлены практически на всех платформах социальных сетей и мессенджеров.
В выборе платформ спикеры и рекрутеры деструктивных течений исходят их технических возможностей социальных сетей и целевой аудитории.
К примеру, они широко представлены в социальной сети «ВКонтакте», там есть все инструменты для размещения объемных видео и аудиоматериалов, а целевой аудиторией является молодежь в возрасте от 12 до 20 лет.
Сейчас специально для молодежной аудитории «Tik–Tok» вербовщики готовят короткометражные видеовыступления псевдоисламских проповедников по актуальным вопросам ислама.
На «Telegram» также присутствуют аккаунты религиозных течений, так и международных террористических организаций (далее – МТО), на платформе есть возможность размещать как видео, так и текстовые материалы.
Контент мессенджера «Instagram» состоит из инфографик и картинок с высказываниями лидеров МТО и псевдосалафитских проповедников, так и сцен боевых действий в Сирии, Афганистане и Ираке.
Посредством активности на всех платформах социальных сетей и мессенджеров адепты деструктивных течений ведут пропаганду радикальной идеологии практически на всю казахстанскую аудиторию.
– Какие течения широко представлены на платформах социальных сетей?
– С помощью возможности программы АИК (аналитическая интернет карта) наблюдается большое количество подписок пользователей из Мангистауской области на деструктивное религиозное течение «псевдосаляфизм».
Во-первых, в соцсетях представлены все религиозные конфессии и течения, в т.ч. радикального характера.
Во-вторых, широко представлены аккаунты и группы исламского направления, из которых преобладают псевдосалафитские.
В-третьих, в подписках на религиозные группы активно вовлечено большое количество казахстанцев, в возрасте от 15 до 45 лет.
В-четвертых, многие из деструктивных аккаунтов имеют зарубежное происхождение, т.е. ведутся иностранными администраторами, при этом они знают нашу местную специфику.
– Каковы особенности псевдосалафитских аккаунтов?
– Псевдосалафитские паблики есть на всех существующих платформах социальных сетей и мессенджеров.
Они по содержанию хорошо продуманы, все материалы имеют графическую обработку, интересный контент по исламу, но содержащими искажения в части объяснения содержания аятов и сур Корана. Основными спикерами являются русскоязычные псевдосалафитские проповедники (граждане Казахстана и России).
При этом они имеют наиболее распространенные исламские названия (Хадисы Пророка, Умма Мухаммеда и т.д.), но при этом содержат сомнительные ссылки и непроверенный контент.
– Можно ли их отличить от страниц ДУМК?
– Отличить по контенту псевдосалафитские от страниц Духовного управления мусульман Казахстана или ханафитского направления крайне сложно для пользователей, имеющих начальные знания ислама или не знающих на слух запрещенных псевдосалафитских проповедников.
Поэтому хотел порекомендовать нашим казахстанцам при поисках информации об исламе, не искать их посредством поисковика Google или поисковика любой социальной сети, а просто посетить официальный интернет-ресурс ДУМК, где вы найдете ссылку на их страницы в социальных сетях.
Необходимо понимать, что деструктивные течения в отличие от наших традиционных конфессий не жалеют денег на продвижение своих аккаунтов, в особенности на их позиционирование и тегирование в поисковых системах. Поэтому на практике, большинство псевдосалафитских групп имеют значительное количество читательской аудитории и за счет агрессивной рекламы получают постоянный прирост новых подписчиков.
– Какую работу вы проводите в рамках ограничения молодежи от сомнительных религиозных сообществ и групп?
– В рамках текущей работы по мониторингу содержания интернет-пространства казахстанского сегмента сети Интернет, в т.ч. популярных платформ социальных сетей мы активно проводим анализ деятельности казахстанских пользователей из Мангистауской области в околорелигиозных пабликах. При выявлении таковых подписок на деструктивные, псевдосалафитские каналы и сообщества мы информируем наших граждан региона, а также их родителей, в случае если это дети не достигли совершеннолетия, об опасных подписках на деструктивные аккаунты.
Это позволяет ограничить наших казахстанцев от радикального контента и уберечь их от дальнейшего вовлечения в деятельность деструктивных течений и организаций.
Таким образом, проводимая нами точечная работа в социальных сетях показала свою эффективность, поэтому будет продолжена и в дальнейшем.
Спасибо за интервью
Азамат ТУЛЕПОВ, Директор Информационно-разъяснительного и реабилитационного центра «Отпан»