В последнее время, как грибы после дождя, стали появляться различные мотиваторы, коуч-тренеры, выступающими с тематическими лекциями. Некоторые люди, послушав их, действительно получают некий стимул к жизни, есть и такие, на кого их слова не производят ожидаемого эффекта.
Конечно, любой человек вправе делиться своими знаниями и нажитым практическим опытом. Главное, чтобы это не противоречило законам. Но каким образом они делятся информацией? Вот в чем вопрос.
Зачастую становится трендом использование некоторыми коучами в своих лекциях религиозных моментов и постулатов. Наверно, такое явление приобретает все большую популярность по причине роста количества верующих. Но все же: насколько законно использовать в своих лекциях для широкой общественности религию?
Потому что, согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года, «граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства осуществляют миссионерскую деятельность после прохождения регистрации».
Кроме того, согласно пункту 2, статьи 9 этого же Закона, «распространение религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения допускается только в культовых зданиях (сооружениях), духовных (религиозных) организациях образования, а также в специально определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, стационарных помещениях».
Религиозные призывы психологов – это миссионерская деятельность?
По сообщению Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, если в использовании психологами религиозной информации и терминов будут обнаружены характерные черты призыва к религии, то это будет считаться миссионерской деятельностью.
Наряду с этим в Комитете по делам религий отмечают, что использовать религиозные термины исключительно с практической точки зрения, без призыва к религии, компетентны лишь психологи, работающие в сфере религиозной деятельности. Очевидно, что не все имеющиеся на сегодня тренеры-психологи работают в религиозной сфере.
К слову, Духовное управление мусульман Казахстана не приветствует религиозную агитацию, проводимую специалистами-самоучками.
«На наш взгляд, психологам, прежде чем использовать на своих тренингах, занятиях какие-либо религиозные понятия и сведения, следует посоветоваться со специалистами ДУМК», – ответили там на вопрос портала «Kazislam.kz».
Известный теолог Балгабек Мырзаев так же считает в корне не верным, когда человек, не владеющий в достаточной мере религиозными знаниями, читает такие лекции перед многотысячной аудиторией.
Также теолог рассказал о психологии религии: «Религиозному человеку должны быть присущи пять категорий: эмоция, вера, набожность, знания и восприимчивость. Психология религии – и есть отрасль науки, изучающая различные аспекты жизни верующего с психологической точки зрения. Проще говоря, она рассматривает процессы влияния религии на поведение человека.
Психология религии включает в себя исследования эмоции, мыслей и отношений, т.е. разносторонне охватывает все аспекты религиозной жизни человека, рассматривая их сквозь призму духовности.
Эта наука изучает такие темы, как особенности религии и Создателя; виды поклонения Создателю; религиозные понятия, эмоции и действия, а также факторы, влияющие на них; возникновение веры Создателя; вопросы изменения своей религии; виды духовного развития; духовно-ценностное взаимодействие».
– Момент, на который следует обратить особое внимание, – говорит Балгабек Абдикайымулы, – психология религии не рассматривает религиозные предписания и запреты. Она не нацелена доказывать или опровергать религиозные предписания.
Объект исследования в психологии религии – не сама религия, а люди, ее придерживающиеся, особенности их поведения. Эти моменты исследуются и классифицируются по научной методике. Психология религии – не нормативная наука. Это наука, рассматривающая религию в контексте психологического развития и процессов.
В этом свете за ответами на свои вопросы мы обратились к психологу Куралай Ошакбаевой, которая в своих лекциях часто обращается к религии. Она широко известна в обществе как «Куралай ханым». Ее некоторые лекции – «40 күндік дұға», «Құдайға қадам» – связаны с Исламом.
Более того, поводом к написанию этой статьи послужили как раз лекции Куралай ханым. Читатели сайта неоднократно просили дать разъяснения по этому поводу.
Но, к сожалению, журналисту не удалось связаться с ней. Если в дальнейшем нам удастся поговорить с Куралай ханым и получить ответы, мы непременно опубликуем его на сайте.
К слову, согласно пункту 4-1 статьи 1 Закона Республики Казахстан № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года, «распространение вероучения – деятельность, направленная на доведение, а равно передачу информации об основных догматах, идеях, взглядах и практиках определенной религии».
Балжан АУЕЗХАНКЫЗЫ,
Перевод Гулжанат Жубаниязовой