Вопрос: С религиозной точки зрения кого называют «банкротом»?

Ответ: Смысл слова «банкрот» в религии несколько иное, чем в нашем традиционном понимании. К примеру, говоря о банкроте, мы имеем в виду человека, организацию или учреждение, которые лишились своего имущества. Иначе говоря, невозможность вернуть долг.

А в религии это не связано с материальным состоянием человека, больше всего, с милостью Аллаха и мерой грехов.

Абу Хурайра передает сказание о Посланнике Аллаха (с.г.с.):

«Как-то раз Пророк (с.г.с.) спросил:

– Вы знаете, кто такой муфлис?

Сахабы ответили:

– Человек, у которого нет денег и имущества.

Тогда Пророк (с.г.с.) ответил:

– Несомненно, в судный день муфлис принесет свой намаз, пост, закят и благодеяния. В это время люди, которых он обижал, клеветал, обманывал, проливал их кровь и бил, станут забирать его благодеяния. Когда они закончатся, грехи этих людей будут на нем. Затем он будет брошен в огонь ада» (Муслим).

Действительно, до прихода ислама обанкротившегося человека обрекали на мучения, вплоть до лишения свободы и продажи в рабство. Такое отношение продолжалось и на начальных этапах ислама.

Позже, когда Аллах ниспослал аяты о запрете процентов, такая тенденция прекратилась: «Если не сделаете это (не прекратите брать проценты), считайте это войной против Аллаха, Пророка. И если ваш должник испытывает тягость, то ждать вам надлежит, пока дела его не облегчатся. А если вы ему сей долг благодеяньем обратите, сие есть лучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Бaкарa 280).

Жалгас САДУАХАСУЛЫ

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ

Написать отзыв