В настоящее время среди казахстанской молодежи наблюдается тенденция увеличения интереса к духовным традициям, в том числе к религии. Следствием чего, нередко бывает то, что молодые люди, сами того не подозревая, оказываются втянутыми в деструктивные религиозные течения (ДРТ), которые в свою очередь целенаправленно занимаются вербовкой новых адептов.

Как предостеречь казахстанскую молодежь от опасности идеологии деструктивных религиозных течений мы спросили у отечественного религиоведа Индиры Бекишевой.

— Индира Галымовна в чем причина вовлечения молодежи в ряды деструктивных религиозных течений?

— Вовлечение молодых людей в деструктивные религиозные течения часто обуславливается тем, что их личности еще окончательно не сформированы и легко поддаются влиянию.

Нередко присутствует низкая правовая и религиозная грамотность молодежи. Молодежи трудно объективно оценить различия в трактовках содержания религиозных учений и всю опасность, исходящую от идеологов религиозного экстремизма.

Кроме того, молодежь с целью восполнения религиозных знаний, часто обращаются к интернет-сайтам сомнительного характера, где им промывают мозги лжеучители, с целью искажения сознания личности, формирования определенных ценностей и последующего включения в ряды террористов. Это происходит не сразу, а постепенно.

  • Как происходит процесс вовлечения молодежи в ареал деятельности ДРТ?

— В контексте вовлечения молодежи в ДРТ особенный интерес представляет феномен социальных сетей, которые за последние несколько лет стали неотъемлемой частью общества. Особенно социальные сети популярны среди молодежи. Виртуальные сети помогают совместить приятное с полезным: в них можно и пообщаться, и найти нужную информацию. Социальные сети позволяют юзерам обмениваться новостями, учебной информацией, а также завязывать новые знакомства. Многие молодые люди знакомство с религией начинают именно с поиска информации об этой религии в Интернете, в социальных сетях.

Одним из важнейших факторов вовлечения пользователей в деструктивные религиозные течения служит подписка на деструктивные сообщества и группы в социальных сетях, в том числе на сомнительные псевдоисламские ресурсы .

Помимо вышеуказанных факторов вовлечения молодежи в число последователей деструктивных религиозных течений, есть универсальная составляющая привлекательности именно самой деструктивной идеологии. Навязываемая деструктивными течениями система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов и обещаний, а также возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий.

Надо отметить, что в настоящее время значительное число молодых граждан нашей страны находятся под влиянием либо угрозой влияния радикальных религиозных взглядов.

— Как работают вербовщики в сети?

— Анализ деятельности террористических организаций на период конца XX и начала XXI века показывает превалирование методов «личной» вербовки. Этот метод требовал развитие у подобных вербовщиков различных характеристик, в особенности связанных с ораторскими качествами, методами невербального общения и располагающей харизмой.

С момента роста популярности социальных сетей, деструктивные течения и радикальные организации кардинально переосмыслили свою деятельность, перейдя на техники «онлайн» вербовки. Интернет как площадка позволил значительно повысить количество потенциальных адептов и радикалов.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Что такое салафизм?

Поэтому неудивительно что радикальные проповедники, выкладывая в сеть видеоролики с призывами создать «глобальный, справедливый, Исламский порядок», быстро завоевывают доверие людей, которые как мы упомянули выше, зачастую являются религиозно неграмотными. Такая практика продвижения пропагандистской деятельности поставила перед странами новые задачи в виде неконтролируемого информационного потока, более широкого охвата аудитории и распространения экстремистской деятельности.

Ситуация с пандемией COVID – 19 также показала, что не всегда предоставляется возможность осуществление личной вербовки посредством метода Face to face. Вследствие чего различные экстремистские организации в поисках более эффективных форм и методов осуществления своей деятельности, принялись осваивать возможности современного информационного общества, модифицируясь и принимая другие формы. Таким образом, Интернет в силу своей дешевизны, быстроты, анонимности и широкого охвата аудитории оказался наиболее эффективным инструментом пропаганды радикальной религиозно-экстремисткой идеологии.

— Какая работа проводится столичным центром по исследованию проблем религий в молодежной среде?

— Мы в рамках единой политики по организации информационно-разъяснительной работы по вопросам повышения религиоведческой грамотности населения по республике в рамках Центра изучения проблем религий также на постоянной основе проводим мероприятия и встречи с населением столицы, в т.ч. с молодежной аудиторией.

Так в текущем году для работы с молодежью нами подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве между Центром изучения религий и столичным филиалом МК «Jas Otan» при партии «Nur Otan». В рамках меморандума было создано Молодежное волонтерское движение (молодежная информационно-разъяснительная группа) по вопросам религии, которое занимается разъяснением вопросов религии в молодежной среде по принципу «равный — равному».

Кроме того, в целях контрпропаганды радикальных идей сотрудниками Центра ведется культурно-просветительская работа посредством социальных сетей и интернет-ресурсов, в рамках которых создаются посты, видеоролики и статьи по актуальным вопросам религиозной сферы.

Необходимо отметить, что Центром осуществляется мониторинг интернет-ресурсов и социальных сетей на предмет выявления деструктивных пользователей и материалов, а также работа, направленная на отписку граждан столицы от групп деструктивного характера.

— Что вы посоветуете молодежи?

— Нашим молодым людям нужно быть предельно внимательным и осторожным в выборе духовных наставников. Не следует принимать слепо призывы лжепроповедников, необходимо взвешенно и рационально обдумывать свои действия и шаги, преломлять их через призму законности и общественных норм поведения и морали. Для получения достоверных исламских знаний необходимо обращаться непосредственно к представителям Духовного управление мусульман Казахстана, которые также имеют свои официальные интернет-ресурсы и аккаунты в социальных сетях.

Если у вас возникли вопросы по религиозной тематике, либо Вы или кто-то из ваших близких пострадал от деятельности деструктивных течений, то вы всегда можете обратиться в Центр изучения религий г.Нур-Султан для оказания консультативной, теологической и психологической помощи, либо позвонить по Единому номеру iKOMEK109! Мы всегда готовы помочь.

Спасибо за интервью

Подготовил Серикбол Билялов

20 ПІКІР

  1. Да, надо быть осторожным в наши дни. Сейчас представители деструктивных течений перешли на новый уровень. Всем советую слушать официально зарегистрированных проповедников а не гуглшейхов.

  2. Қазіргі уақытта халқымыздың діни сауаты артты. Аллаға шүкір ҚМДБның қарқынды жұмыстарымен уағызшы ұстаздарымыз дәстүрлі ислам дінін жеткізіп жатыр. Сондай ұстаздар бар кезде шеттен уағызшы іздеп не керек?

  3. Әлеуметтік желілерден де тыйым салынған уағышыларды танып қалдық. Білуімше, ондай уағыздарды сақтау және тарату заңмен тыйым салынған және жауапқа тартылады.

  4. Бекерден бекер мемлекет оларды тыңдауға тыйым салмады. Жоғарыда жазылған пікірлермен келісемін. Не болса да, ресми тіркелген уағызшыларды тыңдау керек. «Тоқал ешкі мүйіз сұраймын деп сақалынан айрылыпты» демекші, қойылған шеңберден барынша шықпау керек деп ойлаймын.

  5. Ал менің ойымша адам ең бірінші өзінің сыни пікірін жетілдіру керек. Келіп түскен ақпаратқа беталды ере бермей, ой елегінен өткізіп, талдау жасап, содан кейін барып шешім шығару керек. Алайда, уағыз форматындағы бейнематериалдар адамды эмоцилық тұрғыда өзіне баурап алатынын ескергеніміз жөн.

  6. К сожалению,те кто ищут духовных наставников в интернете, часто нарываются на неправильных проповедников. И после этого ослушаются родителей. И появляются яркие симптомы в виде неопрятной бороды и коротких брюк.

  7. Когда болит один орган весь организм борется вместе с вирусом. Также когда очередной гражданин заражается вирусом деструктивности, надо действовать сглажено как один организм, а не отдалятся от него.

  8. Ақпарат тасыған қоғамда әр адам өзінше ізденіп, өз білімін жетілдіре алады. Бірақ дінге, діни білімге келгенде бұл біраз қиын нәрсе. Себебі исламның өз ішінен әртүрлі идеологияны ұстанып, жат ағымның соңында жүргендер, әлі өз жолын таба алар емес. ҚМДБ жария еткен діни сайттар, олар ұсынған ғалымдар, кітаптар сияқты әлеуметтік желідегі ақпаратты ұстансақ, өзімізді және айналамызды ДРТ-ға тартылу қаупі азаяды.

  9. Діни сауаттылыққы күш салу керек. Көпшілік жауаптарын әлеуметтік желіден іздейді. Ол жерде нақты, сапалы жауап тұрмауы мүмкін. Не көріп, не іздегенімізге мән берсек екен.

  10. Жастардың ертелі кеш дінге байланысты сұрақтары мен қызығушылығы пайда болады. Сол уақытта оларды басқа ағымға қызықтырып әкету оңайға соғатыны рас. Сондықтан діни сауаттылық отбасынан басталса дұрыс болар.

  11. Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие -либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах.

  12. Қазір ақпарат ағыны көп. Білгің келген нәрсенің жауабын ғаламтордан тез әрі оңай табуға болады. Түрлі желілердің арасында адамға пайдасымен қоса, зиянын тигізетін ақпараттар жетерлік. Соның бірі – діннің атын жамылған деструктивті діни ағымдардың идеологиясын құрайтын ақпарат көздері.

  13. Ислам діні атын жамылып деструктивті діни ағымдардың жақтастары кeз келген бағыт бойынша, соның ішіндe ғаламтор арқылы да жастарымыздың санасын улап, қоғамымызға іріткі салып бағуда.

  14. Әлеуметтiк желілерде «Виртуалды Халифат» деген ұғым қалыптасып келеді. Бұл «Виртуалды» қоғамда өмір сүретін адамдар шариғатпен емес, әлеуметтік желілердің жазылмаған заңдылықтарымен жүреді. Сондықтан бүгінгі таңда ақпараттық қауiпсіздік ең бiр өзекті мәселеге деп ойлаймын

  15. Елімізде мешіт имамдары мен медресе ұстаздары, діни сауат ашу курстарының ұстаздарының жалпы теолог-ғалымдардың деңгейі айтарлықтай өсті. Ақ пен қараны ажыратып бере алатын жағдайға жетті. Сондықтан діни білімді интернеттен емес ұстаздардан алу керек

  16. «Еліміздегі дәстүрлі дінімізге көлеңке түсіретін сайттардың, әлеуметтік желілердің жауапкершілігін қатайту қажет. Қазір интернетті ашсаң болды, түрлі бейнежазбаны көруге болады

  17. Діни білім іздеген адам тек мешіттерден сауатын ашса құба құп. Басқадай жолмен діни білім алам дегендердің көпшілігі қоғамымыздағы діни ахуалдың күрделенуіне үлес қосып отырғаны ащы шындық.

  18. «Келіннің бетін кім ашса сол ыстық» деген секілді кісі діни сауатын кімнен алса түбінде бұра тартып сол идеясымен қалуы бүгінгі қоғамның дерті.

  19. Осындай келеңсіздіктерге жол бермес үшін діни сауат тек мешіттерде ашылса. Діни білімін тереңдетемін деген жастар ҚМДБ тарапынан насихатталып жүрген діни оқу орындарда яғни «Нұр Мүбарак» Египет ислам мәдениет университеті, медреселер, қарилар дайындайтын медреселерде жалғастырса.

  20. Діни ақпарат жайына келсек қазір технология күн сайын өзгеріп дамып жатыр. Кез келген ақпаратты қоғам интернет желісінен алып машықтанып алды. Осы мақсатта ақпарат кеңістігінде Діни басқарма да қанатын барынша кең жаюда. ҚМДБ ның ресми сайты бар. Оның төңірегінде 20 жуық облыстық, қалалық мешіттердің сайттары жұмыс жасап, халыққа қажетті мағлұмат пен аудио-видео уағыздар таратуда. Ресми сайттардан ақпараттанған адамның дұрыс Исламды тануына толық мүмкіндік бар.

Написать отзыв