В ближайшее время казахстанцы встретят Курбан айт и одним из важных моментов в жизни верующих является принесение в жертву животных.

У многих казахстанцев есть вопросы по требованиях и правилам принесения в жертву животных на Курбан айт, все это мы решили уточнить у заместителя руководителя Отдела шариата и фетвы ДУМК Хасана Аманкулова.

— В чем значение и польза для верующих от жертвоприношения?

— Лучшее богослужение, которое может совершить верующий в период Курбан айта – это принести в жертву животное. Таким образом, человек становится ближе к Богу и прощаются его грехи.

Совершая данное поклонение, мусульманин благодарит Господа за все бесчисленные блага, проявляет щедрость и к богатым и бедным.

В широком понимании: В Судный день жертвенное животное будет свидетельствовать в пользу человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет более любимого дело для Аллаха в день Курбан-байрам, чем принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души». В другом хадисе говорится, что за каждый волосок жертвенного животного будет записан сауаб.

Во-вторых, это означает благодарность Господу. Мы не в состоянии сосчитать множества благ, которых дарует нам Аллах.

Аллах говорит в Коране: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их».

Вера, поклонение, слух, зрение, имущество, дети, все это – блага от Аллаха. Чтобы не утерять эти Божьи дары, мы должны быть благодарны. Одним из проявлений благодарности Богу является расходование своего имущества на пути Аллаха. Жертвоприношение — это выражение благодарности Богу. В день айта каждый будет гостем Божьим, будет есть жертвенное мясо, угощать и подавать милостыню от него.

В-третьих, через жертву человек возрождает сунну пророка Ибрагима (мир ему). В день Ид аль-Адха мусульмане вспоминают как Пророк Ибрагим (мир ему) пожертвовал своим сыном Исмаилом (мир ему), и следуют их примеру нрава, стойкости и любви к Аллаху. Таким образом, человек учится повиноваться Божьему повелению и быть терпеливым во всем.

В-четвертых, раздавая жертвенное мясо членам семьи, близким родственникам, соседям, друзьям и нуждающимся, возрастает любовь и привязанность среди мусульман. В то же время мусульманин избавляется от жестокости, жадности и эгоизма и заменяет их качествами доброты, щедрости и смирения.

— Какое животное можно принести в жертву на Курбан Айт?

— Приносить в жертву на Курбан айт можно баранов, крупный рогатый скот или верблюдов. Выбор должен исходить из финансовых возможностей человека.

Дозволено закалывать животных обоих полов. Лучше приносить в жертву мясистое животное, которое будет иметь хороший вкус.

— Существуют ли определенные требования к жертвенным животным и важно ли их соблюдение?

— Безусловно. Жертвенное животное должно быть здоровым и без физических изъянов.

Во-первых, это отражает искренние намерения человека перед своим Творцом. Известно, что ни плоть, ни кровь жертвы не нужны Всевышнему, и только благочестие человека достигает Его. В то же время, когда человек ищет здоровых животных для жертвоприношения, он совершает богослужение и благое дело.

Во-вторых, это поднимает дух бедных людей. Вместо того, чтобы подавать мясо животного, имеющего изъяны, благим делом является подать мясо здорового животного. Этим нуждающиеся люди почувствуют проявление уважения к себе.

Недопустимо приносить в жертву слепое, одноглазое, хромое, слишком худое, не имеющее зубов животное, у которого отрезаны уши, хвост или более трети ушей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Животные со следующими изъянами не пригодны для жертвоприношений: с явным косоглазием, явной болезнью, хромые и истощенные» [2].

Животные без рогов, со сломанными рогами, проколотыми ушами могут быть принесены в жертву. Также дозволено забивать кастрированное животное. Мясо таких животных бывает жирным и вкусным, и это не является чем-то предосудительным [3].

Если выяснилось, что жертвенное животное имеет какие-либо недостатки, то его меняют на здоровое животное. Дозволено приносить в жертву животное, если во время забоя животному случайно выкололи глаз, или сломали ногу.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Религиозно-правовая грамотность – содействие стабильности

— Имеет ли важность возраст скотины, приносимой в жертву?

— Овцам должно быть не менее одного года. Разрешено приносить в жертву шестимесячную крупную овцу, похожую на годовалую. Крупному рогатому скоту должно быть не менее двух лет, а верблюдам – пять лет [4].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не закалывайте ни что иное, кроме как «мусинну». Только тогда, когда у вас возникли сложности, можете заколоть «джаза`а-овцу».

«Мусинна» это категория зрелого животного – для верблюда это пять лет, для крупного рогатого скота – два года, для овец – один год. По словам имама Абу Ханифы, рахматуллахи алейхи, «джаза`а» применительно к овцам и обозначает их шестимесячный возраст.

— Сколько человек может участвовать в покупке жертвенного животного и будет ли всем от этого сауаб?

— Согласно требованиям шариата овец закалывают от имени одного человека. Если человек закалывает двух овец, то получает сауаб как за два жертвоприношения.

Верблюдов и крупный рогатый скот закалывают от имен от одного до семи человек. Об этом свидетельствуют слова Джабира (да будет доволен им Аллах): «Вместе с Посланником Аллаха мы закололи верблюда в Худайбии от имени семи человек и одного крупного рогатого скота от имени семи человек». У всех семерых должно быть намерение совершить жертвоприношение и раздать мясо в качестве милостыни.

— В какое время желательно провести обряд жертвоприношения?

— Обряд жертвоприношения имеет свое определенное время. Нельзя приносить жертву раньше или позже этого времени. Жертва, принесенная раньше времени, подобна жертве, которую забили для себя, и не считается жертвоприношением. А если животное забито по истечении времени, то следует обязательно раздать все мясо в качестве садака, не оставляя себе [1].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто зарежет скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи».

Жертвоприношение начинается после Айт намаза в местах, где совершается Айт намаз, и после рассвета в селах, где праздничная молитва не совершается, и продолжается до захода солнца третьего дня Айта. По этому вопросу есть следующий хукм:

  1. Человеку, живущему в городской местности, лучше отправить свое жертвенное животное в деревню, где не совершается Айт намаз, и правильно будет если совершить жертвоприношение в этой деревне после рассвета. Это связано с тем, что учитывается место жертвоприношения, а не место жительства владельца жертвенного животного.
  2. Если Айт намаз не проводится из-за сильного холода, паводковой воды, сильного снегопада или из-за других веских причин, то жертвенное животное забивают примерно после окончания Айт намаза, то есть через час после восхода солнца.
  3. Если же люди посчитали определенный день днем Айта, совершили Айт намаз и принесли жертву, а затем выяснилось, что это был день Арафа, то намаз и жертвоприношение будут действительны. А жертва, принесенная перед Курбан айтом, при этом зная, что Курбан айт еще не наступил, будет считаться как садака. Это отражается в казахской традиции шектык.
  4. Жертвоприношение может быть совершено днем и ночью. Тем не менее, совершать ночью — макрух. Также желательно приносить жертву в первый день Курбан айта.

— Что вы посоветуете гражданам в период Курбан айта?

— Да ввиду введенного карантина и угрозы распространения пандемии многие казахстанцы оказались в затруднительном положении. Поэтому я призываю верующих быть внимательным к своему здоровью и близких людей на период карантина и отказаться от посещения массовых мероприятий.

Духовное управление мусульман Казахстана с целью минимизировать риски для верующих запустило интернет-ресурс «Qurban2020.muftyat.kz» для совершения жертвоприношения.

Благодаря работе сайта любой желающий, не выходя из дома может оставить заявку и делать заказ на жертвоприношение в режиме онлайн, а также оставить заявку от нуждающихся, которые хотели бы получить мясо жертвенных животных.

Спасибо за содержательное интервью

Серикбол Билялов

Написать отзыв