Приближается 1 апреля — День смеха, шуток и веселых розыгрышей. В социальных сетях мы не редко наблюдаем, как приверженцы деструктивных течений резко осуждают такие праздники, называя харамом. Можно ли шутить мусульманам, мы попытались выяснить в беседе с религиоведом Кеншиликом Тышханулы и наиб имамом мечети «Хазрет Султан» Динмухамедом Смановым.

По словам теолога Кеншилика Тышханулы, в-первую очередь, необходимо понимать, что      1 апреля – это не религиозный, а светский праздник. К тому же это даже не государственный праздник, а просто день, когда люди шутят, устраивают друг другу различные сюрпризы. Данный праздник не имеет никакого отношения к религии. Что касается шуток и юмора, то с позиции Ислама они не запрещены, говорит религиовед.

«Совершение действий, высказывание слов, вызывающих добрый смех у людей, называются шутками, подшучиванием. Но в нашей светлой религии запрещается надсмехание, сплетни, ложь, клевета по отношению к любому человеку, также как и посягательство на его частную собственность. За слова и действия, задевающие его честь и достоинство человека, в Исламе расплатой было освобождение раба. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил любые слова и действия, унижащие чье-то достоинство. 

Изучая жизнь Посланника Аллаха (с.а.у.), мы видим, что ему не были чужды добрые шутки. Есть хадисы, где сахабы спрашивали с удивлением: «О, посланник Аллаха! Неужели и вы шутите?». На что он отвечал: «Да, иногда и я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины» (Тирмизи, Бирр, 57).

В хадисе, переданном от Анаса Малика сказано: Однажды мужчина попросил Пророка (с.а.у.) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (с.а.у.). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – вопрошал человек. На что Пророк (с.а. у.) сказал: «Каждый верблюд – верблюжонок другого верблюда».

Как видим, Пророк (с.а.у.) вместе с сахабами иногда мог пошутить по-доброму, посмеяться над шуткой, которая не приносит вреда никому.  В хадисах особенно много встречается шуток, укрепляющих отношения между мужем и женой. Однако, если слишком злоупотреблять шутками, то могут возникнуть ситуации, ведущие к греху. Иногда шутя можно случайно обидеть  человека», — рассказал эксперт.  

По словам священнослужителя Динмухамеда Сманова, в Исламе не запрещен уместный смех, не выходящий за рамки дозволенного Всевышним. «Нам часто задают вопрос: можно или нельзя смеяться мусульманам? В нашей религии существует этика смеха. Вообще смех разрешен по шариату. О великих людях Ислама передано, что их смех выглядел как улыбка. Наш Пророк смеялся не громко, говорил не повышая голоса. Его обычный смех выглядел просто улыбкой. Если он смеялся громко, то его смех слышали только близко стоящие люди.

Улыбка и смех это один из великих  даров Нашего Творца. Посредством смеха люди проявляет  дружбу и привязанность друг к другу. Показывают свою радость и дарят друг другу тепло. Однажды у ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) спросили, смеялись ли сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он ответил: «Да, но Иман в их сердцах был больше гор»» (Абу Нуайм в «Аль-Хилья аль-авлия»).

Улыбаться друг другу и смеяться дозволено — это считается даже как садака и сауап. А вот смеяться не к месту не разрешается. Наш любимый Пророк и его сахабы тоже шутили. При этом они всегда говорили только правду.

Из поведения Пророк (с.а.у.) в общении супругами мы видим, что в Исламе приветствуются шутки для укрепления добрых отношений между супругами. Наш Пророк шутил и со своими женами. В одном из хадисов передано о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) соревновался в беге со своей женой Аишей. Айша сказала: «Я, соревнуясь в беге с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), опережала его. Позже, когда я несколько располнела, он опередил меня. И он сказал: «Это за то» (Ахмад и Абу Дауд). Пророк пошутил, что теперь он победитель,  имея в виду предыдущее состязание.

Передано, что однажды старая женщина посетила Пророка (с.а.у.). В разговоре с ней он сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Услышав это старая женщина начала плакать. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объяснил ей, что когда она будет входить в Рай, то вновь обретет молодость и красоту. Здесь мы видим, как Пророк (с.а.у.) подшучивает над пожилой женщиной. Он довел до женщины истину в виде шутки. 

Давайте рассмотрим, какое место шуткам было в поведении сахабов. В книге «аль-Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари приводится хадис о том, как сахабы друзья Пророка (с.а.у.) шутили, кидая друг в друга семена арбуза. В действительности они были самыми настоящими  мужчинами и джигитами. Но в серъезных вопросах он не шутили, а если шутили, то в рамках шариата.

Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил «Дайте покой и отдых вашим душам посредством мудрых, наводящих на размышление слов. Ибо точно так же как тело устает и ослабевает, так же устает и душа». Ведь если сердце не отдыхает, то оно не сможет ничего воспринимать. Как устает человек, оказывается, также устает и сердце.  Сердцу тоже надо давать отдых.

По исламу в  юморе есть запреты. Во время шутки нужно брать во внимание смысл юмора. Во-первых,  нужно правильно выбирать время, место для шутки. К примеру, уставший человек у которого нет настроения может не правильно понять вашу шутку. Из-за этого может возникнуть конфликт. Поэтому юмор должен быть уместным ко времени. Кроме этого необходимо учитывать статус собеседника. Не со всеми можно шутить. Взять, к примеру, уважаемых людей, представителей старшего поколения, учителей.  С ними шутить нельзя, старших людей надо почитать. Это четко прописано в нашей религии. Лучше шутить со своими ровесниками, равными по статусу. При этом всегда нужно помнить, что по шариату в вопросах юмора нельзя переходить рамки дозволенного.

Также нельзя смеяться, высмеивая человека. В одном из хадисов рассказано о человеке, который посмеялся над уставшей собакой. Собака ответила: «Ты смеешься надо мной или над Аллахом, который меня сотворил?» Творец создал всех людей,  животных, все живое на земле. И когда мы высмеиваем их, мы смеемся над творения Нашего Создателя.

В нашей религии даже в шутках запрещены сплетни, осуждение, клевета. Нельзя шутя раскрывать о чужих секретах. Запрещается жестоко обманывать, одурачивать, шутя пугать человека. Это очень осуждается в шариате. Есть случаи, когда всем обществом высмеивают человека. Такое не допускается в нашей религии.  

Один из запретов — это ложь. Обманывать, выдумывать слова и шутить нельзя При этом нельзя смеяться над лживой шуткой. Для тех, кто шутит лживо есть отдельное наказание, говорил Пророк. Пытаясь рассмешить кого-то, нужно соблюдать предосторожности, помнить о наказании за нарушение правил.

В нашей мудрой религии во всем нужно соблюдать меру. Слишком много предаваясь смеху и развлечениям можно забыть о поклонении Аллаху. Пророк говорил, что долгий смех убивает сердце человека. Ведь при этом человек отдаляется от Аллаха. Поэтому человек должен воздерживать себя от чрезмерного смеха.

По шариату всем мусульманам должны с улыбкой встречать друг друга, приветствовать, смеяться и радоваться. Это  является признаком любви и дружелюбия друг к другу. Ведь это одно из самых красивых качеств верующего человека, переданных нам от Пророка (с.а.у.). Поэтому шутки должны быть максимально добрыми и должны только укреплять дружбу между людьми», — рассказал имам.

«Таким образом, в религии Ислам не запрещается хорошее настроение, добрые шутки, которые дарят окружающим радость. У казахов есть крылатое выражение: «Әзілің жарасса, атаңмен ойна!» — «Если шутки к месту, то можно пошутить и с дедушкой». Однако даже в улыбках и добрых подшучиваниях нельзя обижать людей, выходить за рамки дозволенного», — подвел итоги нашей беседы Кеншилик Тышканулы.

                                                                                 

  Kazislam.kz

Пікір жазу