Религия стала играть значительную роль в социальном развитии, а также в поддержании стабильности казахстанского общества. Это требовало от правительства установления адекватных отношений с религиозными объединениями.
Как известно, значение религиозного фактора в политической жизни Казахстана до 1990-х годов было невелико. Роль религии в Казахстане возрастает с разрушением тоталитарной идеологии. Люди пытаются обновить традиционные ценности и моральные устои с помощью религии. Менялись роль и место религии в системе общественных отношений.
Учитывая, что Казахстан является светским государством, конкретные задачи формирования казахстанской модели светскости и форм построения государственно-конфессиональных отношений сегодня встали во всей своей остроте.
Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан во многом определяется специфической структурой многонационального населения. За годы независимости Казахстан обеспечил мир и согласие представителям более 130 наций и народностей. Конфессиональный взгляд на Казахстан сложился на протяжении веков общей истории и жизни людей с разными языками, которые всегда отличались значительной степенью этнической и религиозной стабильности и самодостаточности.
В годы суверенного развития Казахстана наблюдается значительный рост числа религиозных объединений, среди верующих есть последователи практически всех мировых религий: ислама, христианства, буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и новых религий.
Закон Республики Казахстан “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” (1992) создал первую правовую среду для широкого спектра конфессий, действующих в стране. Свобода вероисповедания стала одной из основных свобод, гарантированных Конституцией страны. На практике это воплощается в межэтническом и межрелигиозном согласии между последователями традиционных и нетрадиционных религий в Казахстане.
Религия – это реальная составляющая социальной и духовной жизни. Для идеологической консолидации общества важен диалог духовенства различных конфессий.
Наиболее распространенной религией в Казахстане является ислам, в котором, согласно ряду социологических исследований, проведенных в 1995, 1997 и 2009, 2018 годах 70 процентов идентифицировали себя как представителей титульной нации – казахов и представителей более 80 процентов других азиатских этнических групп, проживающих в стране.
В последние годы значительно увеличилось количество нетрадиционных для Казахстана религиозных объединений. К ним относятся многие нетрадиционные конфессии и новые образования, существующие сегодня в мировом сообществе.
В целом религиозная ситуация в стране характеризуется как стабильная. В то же время было бы неверно предполагать, что религиозная ситуация в Казахстане абсолютно идеальна. Есть еще много проблем.
Важной проблемой является ситуация, связанная с идентификацией верующих по их религиозному и этническому происхождению. Доминирующая этническая группа в Казахстане – казахи – мусульмане, вторая по численности этническая группа – русские – принадлежат к Русской православной Церкви.
Декларируя безусловную свободу слова и вероисповедания, правительство последовательно стремится регулировать отношения с религиозными объединениями. В то же время преследуются цели предотвращения конфликтов в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Правительство стремится сделать общественную жизнь обогащенной подлинными человеческими ценностями, истинной верой, формированием духовных идеалов молодежи.
Прошедшие годы для Казахстана стали периодом переоценки целого комплекса идеологических ориентаций и ценностей. Это начало осознания того, что формирование гражданской позиции, забота о сохранении межнационального согласия, утверждение демократических идей и норм политической жизни органично связаны с развитием национальной культуры и духовности казахстанского общества.
Как отметил Н.Назарбаев: «Казахстан — это многонациональное государство. В культурном плане это означает некоторые довольно жесткие условия для демократического государства». Недооценка культуры не только приводит к значительному истощению цивилизации в целом, но и приводит к возникновению конфликтов, чреватых гражданскими войнами.
В Казахстане проводится сбалансированная языковая политика, которая показывает, что даже этнические меньшинства, такие как ассирийцы, иранцы, ногайцы, имеют все возможности для развития своего языка и культуры. Это создает правовую базу, гарантирующую свободу совести.
Одним из механизмов сохранения межэтнического согласия в стране является Ассамблея народа Казахстана как общественный орган консолидации граждан всех национальностей.
Религия (особенно мировые и традиционные религии) является мощным фактором развития духовных и нравственных начал человека. Истинная цель религии – сохранить и приумножить в человеке все человеческое, помочь человеку сохранить свое «лицо». Задача современного мира – активно использовать общечеловеческие ценности гуманизма и терпимости, межконфессионального согласия и диалога, которые веками вырабатывали принципы и парадигмы мировых и традиционных религий для поддержания мира в современном мире человеческой цивилизации.
Для усиления роли религии как интегрирующего, духовно и нравственно формирующего фактора следует повысить образовательный статус населения, имеется в виду не только повышение религиозной грамотности населения, но и повышение политической грамотности, формирование определенной политической культуры, политического сознания и самосознания- осведомленность населения.
Эта необходимость связана прежде всего с тем, что одна из серьезных угроз современной цивилизации – религиозный экстремизм – является не только прямым результатом отсутствия религиозных знаний, но и слияния религии и политики. Слияние религии и политики довольно опасная вещь, так как религиозные и политические лидеры апеллируют к религиозным чувствам, религиозным нормам и догмам для достижения своих целей и амбиций. Сегодня наблюдается сильное взаимодействие религии и политики. С одной стороны, происходит политизация религиозных процессов, с другой стороны, использование религии и религиозных факторов в разрешении политической ситуации.
Конфессиональная идентичность играет особую роль в укреплении межрелигиозного мира и согласия, а также религиозной терпимости. В связи с этим требуется определенная работа со стороны мировых и традиционных религий, направленная на искоренение таких видов негативных религиозных самоидентификаций, как эгоизм, изоляционизм, фанатизм и повсеместное укоренение позитивной религиозной идентичности.
Условием позитивной религиозной идентичности, с одной стороны, является независимое и стабильное существование конфессиональных групп, с другой стороны, мирное взаимодействие в многоконфессиональном мире. Создание позитивной религиозной идентичности предполагает, с одной стороны, развитие уважения к своим конфессиям, гордости за свою историю, обычаи и традиции, с другой – осознание многообразия многоконфессионального мира, отказ от противопоставления “свой – чужой”, принятие “другого” независимо от их религиозной принадлежности, понимание инаковости и единства.
Таким образом, мы можем сказать, что религия может быть мощным интегрирующим фактором, если мы не будем искать различия в наших религиях, а общие черты и принципы, точки соприкосновения и общие ценности, объединяющий принцип. И только в этом случае религиозное согласие и диалог могут играть позитивную роль в обществе, служить основой национальной безопасности государства и выступать условием выживания в современном глобальном мире.
Автор: Кайыргелди Руслан
разные религии, этносы, культуры, языки это наша уникальность и сила. важно сохранить межконфессиональное согласие для стабильности в стране. Духовенство должно проповедовать среди прихожан ценности добрососедства и толерантности. Испокон веков на нашей земле бок о бок жили представители разных верований и никогда на территории Казахстана не было по этому поводу войн.
Каждый казахстанец вносит свой вклад в укрепление мира через уважительное отношение к представителям других религий. Я никогда не делю людей на религии и этносы и одинаково хорошо ко всем отношусь. Не бывает плохих национальностей, нет плохих религий а есть нехорошие люди среди каждых из них. Человека определяют его поступки и слова. поэтому важно и дальше хранить наш общий дом в гармонии
Процветающий Казахстан невозможно представить без мира между религиями. Нас легко расстроить и настроить друг против друга, поэтому не ведитесь на провокации и будьте добрее и терпимее друг к другу. Всем мир
Қазақстан діни зайырлы мемлекет болып табылады. ислам дінінен бөлек 18 діни кофессия елімізде тіркелген. осылардың барлығы бір шаңырақ астында тату тәтті өмір сүруде. Ол біріншіден Елбасымыздың және президентіміздің арқасы. еліміз аман болсын
Еліміз көпұлтты мемлекет болу мен қатар көп конфессиялы мемлекет болып саналады. ол зайырлылықтың белгісі. соншама діни бірлестік болғанымен Ислам дініндегі Ханафилік бағыты және Христиан дініндегі Православия бағыт ең негізгі діндердің бірі болып саналады. біракта заң бойынша барлығы тең. Елііз аман жұртымыз тыныш болсын.
Фактором положительной религиозной идентичности, с одной стороны, является независимое и стабильное существование различных религиозных объединений в стране, с другой – их мирное взаимодействие. Создание такой идентичности предполагает, с одной стороны, воспитание уважения к представителям различных вероучений, культивирование национальных обычаев и традиций, с другой – создание условий для развития на территории казахстана многочисленных религиозных структур, распространение
идей религиозной толерантности.
Толерантное общество залог прогрессивного государства. Все люди разные и научиться принимать друг друга без религиозных или национальных отличий это наверное и есть стать современным человеком космополитом. Мир и согласие достигаются за счёт труда всех граждан Казахстана в этом направлении в участии и помощи
Обращение к религии и ее институтам вполне закономерно в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы зачастую воспринимаются в качестве ориентиров нравственного возрождения. Анализ места и роли религиозного фактора, его влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества остается одним из важных направлений современной науки, в том числе и политической. Без его учета невозможно глубоко познать и предвидеть сложные социальнополитические процессы.