Казахский народ прекрасно знал обязательства перед соседом. «Көрші ақысы – Тәңір ақысы» − «Право соседа – право Бога». Казахи всегда жили в согласии с окружающими людьми. Помогали и близко общались как с родственниками, так и с чужими.
В народе говорят: «Алыстағы туысыңнан қасыңдағы көршің артық» − «Лучше родственника вдалеке – сосед, который рядом». На самом деле, в трудную минуту сосед придет на помощь, разделит радость и печаль раньше родственников, которые находятся вдалеке. Поэтому сосед пользуется особым положением. В народе говорится «Соседей не выбирают, их дает Создатель».
Поэтому близкого соседа называли «Құдайы көрші» − «Сосед от Бога».
«Соседа никто не выбирает, а Бог подбирает». Смысл этого выражения в том, что «Бог сам выбрал соседа и расположил дома, скот и души рядом». Сложилась традиция, что надо жить с соседом в мире и согласии, уважать его соседские права, будь он хорошим или плохим, так как его выбрал сам Бог. Корни этой традиции лежат в Исламе. Быть в хороших отношениях с соседом – чисто мусульманское качество. Об этом много говорится в священных аятах и хадисах.
Всевышний Аллах говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются родственниками». (Сура ан-Ниса, 36-аят)
Как отмечается в данном аяте, Создатель приказывает делать добро соседям вместе с другими людьми. Таким образом, обязательство перед соседом, доброе отношение к нему незыблемое правило, закрепленное священными аятами Корана и хадисами.
В шариате указывается на виды соседей.
- Сосед родственник и мусульманин.
- Сосед родственник, но не мусульманин.
- Сосед чужой, не родственник.
- Сосед не мусульманин.
Сосед родственник, но не мусульманин имеет два права: родственное и соседское право.
Сосед мусульманин, но не родственник имеет два права: права мусульманского братства и соседское право.
Сосед не мусульманин имеет лишь одно право: соседское право.
Вот таким образом шариат и этика Ислама призывает всех мусульман быть в хороших отношениях с соседями. Не имеет значение – сосед мусульманин или неверующий. Истинно верующий всегда окажет помощь, протянет руку в беде, испытывая к соседям добрые намерения. При встрече с соседом необходимо здороваться, иногда посещать его дом, расспрашивать о его делах. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов сказал, что сосед бывает как родственник.
Со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Ангел Джибриль очень много говорил о праве соседа, что я подумал, не превратится ли сосед в моего наследника?». (Передали Бухари и Муслим)
В отношении обязательства перед соседом у нашего народа сформировался настоящий исламский взгляд. «В День Суда в первую очередь будут спрошены права соседа». Это понятие чисто мусульманское.
Со слов Укба ибн Амира (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Страшного суда соседи первыми будут судиться». (Передал Ахмад)
Соседями могут быть мусульманин или кафир, набожный или развратник, друг или враг, местный или иностранец, полезный или бесполезный. В любом случае, достойный добродетели среди них, – ближайший сосед.
Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Пророк Аллаха! У меня есть два соседа, кому из них дать подарок?». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чья дверь ближе расположена». (Передал Бухари)
Самый близкий сосед более достоин подарка, потому что близкие соседи знают, что происходят в твоем доме, видят, кто посещает этот дом. В трудную минуту ближайший сосед будет находиться рядом. Поэтому он наиболее достоин получить подарок от соседа.
Когда сосед заболеет, необходимо его посещать, справляться о его здоровье, при его отъезде присматривать за семьей и домашним скотом. Необходимо разделять радости и печали соседа.
При строительстве дома, сначала необходимо посоветоваться с соседом. Стремление не нанести ему вреда тоже относится к обязательствам перед соседом. А строящемуся соседу надо помогать.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов сказал: «Никто из вас не должен запрещать соседу ставить балку на стену вашего дома». (Передали Бухари и Муслим)
Если это не наносит никакого вреда, то необходимо разрешить соседу при строительстве дома использовать стену вашего дома или сарая, либо ограждения как подпорку.
Казахский народ осуждал тех, кто попирает права соседей. «Жаман атқа жал бітсе, жанына торсық байлатпас, жаман кісіге мал бітсе, жанына қоңсы қондырмас» − «Если плохая лошадь поправится, то никого к себе не подпустит, если плохой человек разбогатеет, то никому не даст поселиться рядом».
Казахи предупреждали, что попрание прав соседа ни с человеческой, ни с мусульманской точек зрения неприемлемы. Данная традиция тоже восходит к Исламу. Мусульманину строго запрещается наносить какой-либо вред, поступать плохо в отношении соседа.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Кто верит в Аллаха и Судный день не должен наносить вреда своему соседу». (Передали Бухари и Муслим)
Со слов Абу Шурайх (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) трижды произнес: «Клянусь Аллахом, он не обратится Аллаху! Клянусь Аллахом, он не обратится Аллаху! Клянусь Аллахом, он не обратится Аллаху!». Тогда сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Кто он?». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, нанесший вред своему соседу». (Передал Бухари)
То есть человек, который причинял вред соседу, считается не полностью принявшим Ислам. От молитв и добрых дел такого человека мало пользы. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов предупреждал, что женщина, которая днем держала пост, ночью совершала молитвы и жила набожной жизнью, но обижала соседей, – войдет в ад.
С другой стороны, каким бы плохим ни был сосед, какой бы вред он не наносил, необходимо проявлять выдержку и сохранять спокойствие. Таких соседей надо призывать к истинному пути и совершению добрых дел.
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, засыпающий сытым и знающий, что сосед лежит голодный, не имеет веры». (Передал Аль-Баззар)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в другом хадисе, приказывает советоваться с ближайшим соседом перед продажей дома или другой недвижимости.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лично показывал пример хорошего отношения к соседу. Он посетил неверующего соседа, который загрязнял нечистотами дорогу перед его домом, чтобы справиться о его здоровье, когда тот заболел. Благодаря такому превосходному отношению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его удивительному характеру, сосед принял веру Аллаха.
Из книги «Религия и традиция»